Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Переоснащение сельских амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и служб "семейный врач"... (с изм. на 18.12.2003) (утр. силу на осн. постановления Губернатора Ленинградской области от 04.04.2011 N 27-пг)

1. Анализ ситуации и обоснование программы

По состоянию на 1 января 1999 года в Ленинградской области, согласно статистическим данным, насчитывалось 571,4 тысячи сельского населения (34 процента общего количества населения области). В течение последних семи - восьми лет демографическая ситуация на селе ухудшалась более высокими темпами, чем в городах и по области в целом.                  

Численность и соотношение родившихся и умерших в Ленинградской области в 1992-1998 годах

                                                                        (тысяч человек)

Годы

Всего по  области

Городское население

Сельское население

  

роди-
лось

умерло

соот-
ноше-
ние смерт-
ности и рожда-
емости

роди-
лось

умерло

соотно-
шение смерт-
ности и рожда-
емости

 

роди-
лось

умерло

соотно-
шение смерт-
ности и рожда-
емости

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1992

14,4

23,8

1,6

9,5

15,1

1,5

4,9

8,7

1,7

1993

11,9

29,9

2,5

8,2

19,3

2,3

3,4

10,6

3,1

1994

12,3

32,4

2,6

8,3

21,1

2,5

4,0

11,3

2,8

1995

12,1

30,5

2,5

8,3

20,0

2,4

3,8

10,5

2,7

1996

11,5

27,3

2,4

7,7

17,5

2,2

3,8

9,6

2,5

1997

11,6

25,7

2,2

7,7

16,4

2,1

3,9

9,3

2,3

1998

11,5

26,0

2,3

7,9

16,9

2,1

3,6

9,1

2,5

1999

10,8

29,7

2,7

8,0

20,7

2,5

3,1

9,1

2,9


Основную нагрузку по оказанию первичной медико-санитарной помощи несут сельские врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. По состоянию на 1 января 2000 года в Ленинградской области насчитывается 99 сельских врачебных амбулаторий и 429 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работает 435 фельдшеров (78 процентов нормативного числа должностей).

Структура сети учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности

Поряд-
ковый номер

Муниципальное образование

Числен-
ность сельского населения (тысяч человек.)

Число фельд-
шерско-
акушер-
ских пунктов

Число сельских амбула-
торий

Число участ-
ковых больниц

1

2

3

4

5

6

1

Бокситогорский район

16,5

32

2

1

2

Волосовский район

34,4

10

13

2

3

Волховский район

28,1

20

6

-

4

Всеволожский район

74,1

16

13

-

5

Выборгский район

64,4

72

8

2

6

Гатчинский район

84,2

22

12

2

7

Кингисеппский район

22,3

13

5

2

8

Киришский район

9,3

14

3

-

9

Кировский район

10,8

20

2

1

10

Лодейнопольский район

11,8

20

1

1

11

Ломоносовский район

60,0

18

12

2

12

Лужский район

41,7

39

9

4

13

Подпорожский район

6,5

26

-

-

14

Приозерский район

39,2

36

3

3

15

Сланцевский район

10,9

10

2

-

16

Тихвинский район

15,9

38

-

-

17

Тосненский район

32,8

21

7

1

    18

город Новая Ладога

0,1

-

-

-

19

Колтушская волость

8,4

2

1

-

  

Всего

571,4

429

99

21


В решении коллегии комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области от 25 августа 1999 года нашли отражение проблемы материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений. Результаты проверок показали, что в сельских врачебных амбулаториях необходима замена не менее 65 процентов (в некоторых 100 процентов) медицинского оборудования и до 50-80 процентов санитарного транспорта. Особенно острым является вопрос обеспечения лабораторным и физиотерапевтическим оборудованием, электрокардиографами, автоклавами и сухожаровыми шкафами, оснащения стоматологических (зубоврачебных) и гинекологических кабинетов, офисов общего врачебного персонала медицинским инструментарием, расходными материалами, мебелью, мягким инвентарем. Большинство помещений требует текущего либо капитального ремонта. Все это затрудняет развитие в сельских лечебно-профилактических учреждениях дневных стационаров, внедрение общей и семейной врачебной практики, а также процесс их лицензирования в соответствии с действующим законодательством, создает проблемы с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.

Создавшаяся ситуация связана с отсутствием в течение ряда лет бюджетного финансирования на приобретение медицинского оборудования, твердого и мягкого инвентаря, а также финансированием медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования только по расходам на оплату труда, питание и лекарственное обеспечение пациентов стационаров. Не осуществляется централизованная закупка оборудования через комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, так как не выделяются средства на эти цели и прекращено финансирование муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями.

Не оказывают реальной финансовой помощи сельским медицинским учреждениям организации хозяйственного комплекса области, либо эта помощь крайне ограничена. Объемы текущего бюджетно-страхового финансирования сельских врачебных амбулаторий, фельдшерских пунктов значительно ниже минимальных потребностей для поддержания их деятельности. Материально-техническая база сельских лечебно-профилактических учреждений первичного звена достигла критически неблагоприятного уровня и требует выделения целевых ассигнований на выполнение мероприятий среднесрочных муниципальных и региональных целевых медицинских программ.

Одновременно сформировались новые, повышенные требования к качеству медицинских услуг, предоставляемых населению сельскими лечебно-профилактическими учреждениями. Они нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 года N 1194 "О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", Территориальной программе обязательного медицинского страхования населения Ленинградской области на 1999 и 2000 годы, ряде нормативных документов и стандартов ведомственного уровня. Особое значение придается качеству первичной медико-санитарной помощи, оказываемой сельскими лечебно-профилактическими учреждениями.

Вследствие изменения социально-экономической ситуации в стране остро встал вопрос осуществления наибольшего объема лечебно-диагностической работы в условиях максимального приближения к месту проживания пациента. Повышение стоимости проезда на всех видах транспорта, явная и скрытая безработица, задержки с выплатой заработной платы фактически лишили значительную часть сельского населения возможности консультироваться, наблюдаться, лечиться в головных лечебных учреждениях муниципальных образований. Весь объем необходимой медицинской помощи они вынуждены получать в ближайших лечебно-профилактических учреждениях, амбулаториях или фельдшерско-акушерских пунктах. Вместе с тем на территории Ленинградской области выявлена четкая тенденция к уменьшению количества фельдшерско-акушерских пунктов: в 1985 году - 612, в 1989 году - 564, в 1996 году - 437, в 1999 году - 429.

Это обусловлено процессом укрупнения сельских населенных пунктов и неперспективностью ряда деревень, а также неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, серьезными трудностями в снабжении медикаментами, расходными материалами, оборудованием, предметами социально-бытового назначения, проблемами кадрового обеспечения. Все это наряду с тяжелыми условиями труда медицинских работников на селе и недостаточным уровнем заработной платы приводит к оттоку кадров и ликвидации ряда фельдшерско-акушерских пунктов.

Реализация мероприятий программы позволит приостановить процесс уменьшения количества фельдшерско-акушерских пунктов в области.