По состоянию на 1 января 1999 года в Ленинградской области, согласно статистическим данным, насчитывалось 571,4 тысячи сельского населения (34 процента общего количества населения области). В течение последних семи - восьми лет демографическая ситуация на селе ухудшалась более высокими темпами, чем в городах и по области в целом.
Численность и соотношение родившихся и умерших в Ленинградской области в 1992-1998 годах
(тысяч человек)
Годы | Всего по области | Городское население | Сельское население | ||||||
| роди- | умерло | соот- | роди- | умерло | соотно-
| роди- | умерло | соотно- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1992 | 14,4 | 23,8 | 1,6 | 9,5 | 15,1 | 1,5 | 4,9 | 8,7 | 1,7 |
1993 | 11,9 | 29,9 | 2,5 | 8,2 | 19,3 | 2,3 | 3,4 | 10,6 | 3,1 |
1994 | 12,3 | 32,4 | 2,6 | 8,3 | 21,1 | 2,5 | 4,0 | 11,3 | 2,8 |
1995 | 12,1 | 30,5 | 2,5 | 8,3 | 20,0 | 2,4 | 3,8 | 10,5 | 2,7 |
1996 | 11,5 | 27,3 | 2,4 | 7,7 | 17,5 | 2,2 | 3,8 | 9,6 | 2,5 |
1997 | 11,6 | 25,7 | 2,2 | 7,7 | 16,4 | 2,1 | 3,9 | 9,3 | 2,3 |
1998 | 11,5 | 26,0 | 2,3 | 7,9 | 16,9 | 2,1 | 3,6 | 9,1 | 2,5 |
1999 | 10,8 | 29,7 | 2,7 | 8,0 | 20,7 | 2,5 | 3,1 | 9,1 | 2,9 |
Основную нагрузку по оказанию первичной медико-санитарной помощи несут сельские врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. По состоянию на 1 января 2000 года в Ленинградской области насчитывается 99 сельских врачебных амбулаторий и 429 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работает 435 фельдшеров (78 процентов нормативного числа должностей).
Структура сети учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности
Поряд- | Муниципальное образование | Числен- | Число фельд- | Число сельских амбула- | Число участ- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Бокситогорский район | 16,5 | 32 | 2 | 1 |
2 | Волосовский район | 34,4 | 10 | 13 | 2 |
3 | Волховский район | 28,1 | 20 | 6 | - |
4 | Всеволожский район | 74,1 | 16 | 13 | - |
5 | Выборгский район | 64,4 | 72 | 8 | 2 |
6 | Гатчинский район | 84,2 | 22 | 12 | 2 |
7 | Кингисеппский район | 22,3 | 13 | 5 | 2 |
8 | Киришский район | 9,3 | 14 | 3 | - |
9 | Кировский район | 10,8 | 20 | 2 | 1 |
10 | Лодейнопольский район | 11,8 | 20 | 1 | 1 |
11 | Ломоносовский район | 60,0 | 18 | 12 | 2 |
12 | Лужский район | 41,7 | 39 | 9 | 4 |
13 | Подпорожский район | 6,5 | 26 | - | - |
14 | Приозерский район | 39,2 | 36 | 3 | 3 |
15 | Сланцевский район | 10,9 | 10 | 2 | - |
16 | Тихвинский район | 15,9 | 38 | - | - |
17 | Тосненский район | 32,8 | 21 | 7 | 1 |
18 | город Новая Ладога | 0,1 | - | - | - |
19 | Колтушская волость | 8,4 | 2 | 1 | - |
| Всего | 571,4 | 429 | 99 | 21 |
В решении коллегии комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области от 25 августа 1999 года нашли отражение проблемы материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений. Результаты проверок показали, что в сельских врачебных амбулаториях необходима замена не менее 65 процентов (в некоторых 100 процентов) медицинского оборудования и до 50-80 процентов санитарного транспорта. Особенно острым является вопрос обеспечения лабораторным и физиотерапевтическим оборудованием, электрокардиографами, автоклавами и сухожаровыми шкафами, оснащения стоматологических (зубоврачебных) и гинекологических кабинетов, офисов общего врачебного персонала медицинским инструментарием, расходными материалами, мебелью, мягким инвентарем. Большинство помещений требует текущего либо капитального ремонта. Все это затрудняет развитие в сельских лечебно-профилактических учреждениях дневных стационаров, внедрение общей и семейной врачебной практики, а также процесс их лицензирования в соответствии с действующим законодательством, создает проблемы с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима.
Создавшаяся ситуация связана с отсутствием в течение ряда лет бюджетного финансирования на приобретение медицинского оборудования, твердого и мягкого инвентаря, а также финансированием медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования только по расходам на оплату труда, питание и лекарственное обеспечение пациентов стационаров. Не осуществляется централизованная закупка оборудования через комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, так как не выделяются средства на эти цели и прекращено финансирование муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями.
Не оказывают реальной финансовой помощи сельским медицинским учреждениям организации хозяйственного комплекса области, либо эта помощь крайне ограничена. Объемы текущего бюджетно-страхового финансирования сельских врачебных амбулаторий, фельдшерских пунктов значительно ниже минимальных потребностей для поддержания их деятельности. Материально-техническая база сельских лечебно-профилактических учреждений первичного звена достигла критически неблагоприятного уровня и требует выделения целевых ассигнований на выполнение мероприятий среднесрочных муниципальных и региональных целевых медицинских программ.
Одновременно сформировались новые, повышенные требования к качеству медицинских услуг, предоставляемых населению сельскими лечебно-профилактическими учреждениями. Они нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 года N 1194 "О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", Территориальной программе обязательного медицинского страхования населения Ленинградской области на 1999 и 2000 годы, ряде нормативных документов и стандартов ведомственного уровня. Особое значение придается качеству первичной медико-санитарной помощи, оказываемой сельскими лечебно-профилактическими учреждениями.
Вследствие изменения социально-экономической ситуации в стране остро встал вопрос осуществления наибольшего объема лечебно-диагностической работы в условиях максимального приближения к месту проживания пациента. Повышение стоимости проезда на всех видах транспорта, явная и скрытая безработица, задержки с выплатой заработной платы фактически лишили значительную часть сельского населения возможности консультироваться, наблюдаться, лечиться в головных лечебных учреждениях муниципальных образований. Весь объем необходимой медицинской помощи они вынуждены получать в ближайших лечебно-профилактических учреждениях, амбулаториях или фельдшерско-акушерских пунктах. Вместе с тем на территории Ленинградской области выявлена четкая тенденция к уменьшению количества фельдшерско-акушерских пунктов: в 1985 году - 612, в 1989 году - 564, в 1996 году - 437, в 1999 году - 429.
Это обусловлено процессом укрупнения сельских населенных пунктов и неперспективностью ряда деревень, а также неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, серьезными трудностями в снабжении медикаментами, расходными материалами, оборудованием, предметами социально-бытового назначения, проблемами кадрового обеспечения. Все это наряду с тяжелыми условиями труда медицинских работников на селе и недостаточным уровнем заработной платы приводит к оттоку кадров и ликвидации ряда фельдшерско-акушерских пунктов.
Реализация мероприятий программы позволит приостановить процесс уменьшения количества фельдшерско-акушерских пунктов в области.