Успешное решение вопросов, стоящих перед органами государственной власти, во многом определяется профессионализмом их кадрового потенциала. Одним из важнейших направлений деятельности всех государственных структур является работа по повышению профессионального уровня своих кадров, созданию постоянно действующей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Комитетом по вопросам государственной службы и местного самоуправления проведен анализ состояния профессиональной подготовки кадров органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области.
В целом профессиональная подготовка характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой деятельности. Вместе с тем, с учетом новизны задач, решаемых органами исполнительной власти в условиях реформирования всех сфер жизни страны, можно достаточно уверенно говорить о наличии у значительной части государственных и муниципальных служащих (до 70 процентов) дефицита современных специальных знаний по проблемам государственного строительства и общественных отношений.
Более 60 процентов руководителей областных управленческих структур имеют базовое образование, которое можно признать равноценным профессиональному образованию по специализациям государственных должностей государственной службы и соответствующим замещаемой ими должности. Однако следует учитывать, что у абсолютного большинства руководителей это образование получено в дореформенное время и далеко не все их знания могут быть востребованы в современных условиях. За последние пять лет только 30 процентов руководителей в той или иной форме повышали свою квалификацию в образовательных учреждениях страны и на стажировках за рубежом.
Среди сотрудников органов государственной власти, не относящихся к категории руководящего состава, 82 процента имеют высшее образование, около 40 процентов за последние пять лет обучались по программам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Эта категория государственных служащих проявляет повышенный интерес к своей профессиональной подготовке по специальности “государст-венное и муниципальное управление”.
Образовательный уровень муниципальных служащих аппарата управления муниципальных образований представляет следующее:
высшее образование имеют 28 глав муниципальных образований, из них 9 - высшее профессиональное образование по вопросам государственного и муниципального управления (впервые избраны главами муниципальных образований 11 человек, средний возраст которых - 46 лет);
среди муниципальных служащих 64 процента имеют высшее, 27 процентов - среднеспециальное, 9 процентов - среднее и только 5 процентов - послевузовское образование.
Муниципальные служащие в возрасте до 50 лет составляют 75 процентов, в возрасте от 50 до 60 лет - 22 процента и в возрасте свыше 60 лет - 3 процента. Около 80 процентов муниципальных служащих - женщины.
За последние пять лет обучалось 22 процента муниципальных служащих.
Таким образом, для большинства государственных и муниципальных служащих Ленинградской области существует необходимость в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации.