Вторая смена в школах Ленинградской области существует с середины 70-х годов. Причинами, обусловившими ее возникновение, стали:
1) снижение норматива наполняемости классов с 40 до 25 человек, что не отразилось на строительных нормах и правилах (СНИП), по которым производился расчет проектной мощности школьных зданий. Сокращение численности учащихся лишь привело к увеличению количества классов в образовательных учреждениях. Соответствующей программы повышения нормативов наполняемости общеобразовательных учреждений разработано не было;
2) введение новых образовательных программ, заставившее школы переоборудовать классные помещения под кабинеты для проведения занятий по вводимым новым предметам (например, по информатике), неполное их использование в течение недели, также приведшее к сокращению числа ученических мест;
3) приостановление строительства новых школ. В начале 90-х годов миграционный приток граждан, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев, уволенных с военной службы, обусловил дополнительную нагрузку школ ряда районов и городов Ленинградской области, вынужденных принять удвоенный по численности контингент;
4) увеличение количества детей с ослабленным зрением и слухом, отстающих в умственном развитии, детей-сирот и, как следствие, открытие специальных учебных заведений для их обучения. В связи с тем, что с 1990 года прирост материально-технической базы для размещения учащихся в коррекционных учреждениях отсутствовал, система образования области вынуждена была создавать школы для таких детей на имеющихся площадях, перераспределяя при этом внутренние ресурсы. Это, в свою очередь, привело к значительному увеличению количества учащихся общеобразовательных школ.
В настоящее время 160 школ области (34 процента их общего количества) работают в две смены, что отрицательно воздействует на здоровье и развитие детей, так как во второй половине дня у большинства из них ухудшается способность к восприятию, возрастает утомляемость, снижается работоспособность. Учеба во вторую смену также ограничивает время общения детей с родителями, препятствует получению дополнительного образования (занятия в кружках, секциях и т.д.), сокращает время пребывания школьников на воздухе. Кроме того, возвращение из школы домой в вечернее время создает угрозу безопасности детей.
Ликвидация второй смены в общеобразовательных школах области позволит преодолеть негативные явления, будет способствовать созданию условий для полноценного духовного и физического развития школьников, формированию благоприятного социального климата.
Основой Программы является анализ демографической ситуации, сложившейся в Ленинградской области, и аналогичные комплексные программы муниципальных образований, представленные районными и городскими органами управления образованием. В Программе нашли отражение возможности самой образовательной системы, в частности рациональное использование помещений учреждений дошкольного и частично начального профессионального образования, а также такие мероприятия, как строительство новых и реконструкция функционирующих школ.
Срок реализации Программы определен с учетом финансовых возможностей и составляет семь лет.