Недействующий

О региональной целевой Программе ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области ... (с изм. на 24 апреля 2000 года) (утр. силу с 10.03.2011 на осн. постановления Правительства Ленинградской области от 10.03.2011 N 44)

II. Пояснительная записка
к региональной целевой Программе ликвидации второй смены
в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области
на 1999-2006 годы


Вторая смена в школах Ленинградской области существует с середины 70-х годов. Причинами, обусловившими ее возникновение, стали:

1) снижение норматива наполняемости классов с 40 до 25 человек, что не отразилось на строительных нормах и правилах (СНИП), по которым производился расчет проектной мощности школьных зданий. Сокращение численности учащихся лишь привело к увеличению количества классов в образовательных учреждениях. Соответствующей программы повышения нормативов наполняемости общеобразовательных учреждений разработано не было;

2) введение новых образовательных программ, заставившее школы переоборудовать классные помещения под кабинеты для проведения занятий по вводимым новым предметам (например, по информатике), неполное их использование в течение недели, также приведшее к сокращению числа ученических мест;

3) приостановление строительства новых школ. В начале 90-х годов миграционный приток граждан, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев, уволенных с военной службы, обусловил дополнительную нагрузку школ ряда районов и городов Ленинградской области, вынужденных принять удвоенный по численности контингент;

4) увеличение количества детей с ослабленным  зрением и  слухом, отстающих в умственном развитии, детей-сирот и, как следствие, открытие специальных учебных заведений для их обучения. В связи с тем, что с 1990 года прирост материально-технической базы для размещения учащихся в коррекционных учреждениях отсутствовал, система образования области вынуждена была создавать школы для таких детей на имеющихся площадях, перераспределяя при этом внутренние ресурсы. Это, в свою очередь, привело к значительному увеличению количества учащихся общеобразовательных школ.

В настоящее время 160 школ области (34 процента  их общего количества) работают в две смены, что отрицательно воздействует на здоровье и развитие детей, так как  во второй половине дня у большинства из них ухудшается способность к восприятию, возрастает утомляемость, снижается работоспособность. Учеба во вторую смену также ограничивает время общения детей с родителями, препятствует получению дополнительного образования (занятия в кружках, секциях и т.д.), сокращает время пребывания школьников на воздухе. Кроме того, возвращение из школы домой в вечернее время создает угрозу безопасности детей.

Ликвидация второй смены в общеобразовательных школах области позволит преодолеть  негативные явления, будет способствовать созданию условий для полноценного духовного и физического развития школьников, формированию благоприятного социального климата.

Основой Программы является анализ демографической ситуации, сложившейся в Ленинградской области, и аналогичные комплексные программы муниципальных образований, представленные районными и городскими органами управления образованием. В Программе нашли отражение возможности самой образовательной системы, в частности рациональное использование помещений учреждений дошкольного и частично начального профессионального образования, а также такие мероприятия, как строительство новых и реконструкция функционирующих школ.

Срок реализации Программы определен с учетом финансовых возможностей  и составляет семь лет.