1.4.1. Прогнозируемый спрос на рабочую силу в 1999-2000 годах
Расширение сферы приложения труда зависит главным образом от роста производства и увеличения объемов инвестиций. В 1998 году, как уже отмечалось, не произошло значительных позитивных сдвигов в экономике и развитии инвестиционных процессов.
В 1999 году предполагается дальнейшее проведение рыночных преобразований, что, возможно, обеспечит увеличение объема валового регионального продукта.
По данным комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области объем валового регионального продукта в 1999 году ожидается около 30 миллиардов рублей, или 101% по отношению к 1998 году. В структуре валового регионального продукта производство товаров составит 62%, производство услуг - 33% и чистые налоги на продукты и пр. - 5%.
Индекс физического объема промышленной продукции по крупным и средним предприятиям ожидается на уровне 101% по отношению к 1998 году.
В 2000 году прогнозируется дальнейший постепенный экономический рост. Предполагается, что объем валового регионального продукта достигнет 34,8 миллиарда рублей, или 101,5% по отношению к 1999 году. Индекс физического объема промышленной продукции ожидается на уровне 101,5% по отношению к 1999 году.
В прогнозируемый период предполагается некоторый рост трудовых ресурсов до 864,5 тысячи человек в 1999 году и 875,5 тысячи человек в 2000 году против 862 тысяч человек в 1998 году. Прирост составит соответственно 2,5 тысячи человек (0,3%) и 13,5 тысячи человек (1,6%). На изменение ситуации окажет влияние вступление в трудоспособный возраст лиц 1983-1984 годов рождения, когда отмечалась достаточно высокая рождаемость.
Однако, в 1999 году еще не прогнозируется роста численности занятых. В этот период достаточно ощутимо проявятся последствия финансово-экономического кризиса второй половины 1998 года.
В 2000 году при условии активизации инвестиционной политики, реализации крупных проектов, возможно, наметятся положительные тенденции, связанные с ростом занятости населения.
По прогнозным оценкам в экономике области в 2000 году будет занято, с учетом перспектив экономического развития, 676,3 тысячи человек, что на 4,3 тысячи человек, или на 0,6% , больше, чем в 1998 и 1999 годах.
В 1999 году предполагается перегруппировка спроса на рабочую силу в пользу непроизводственной сферы.
Если в 1998 году в материальном производстве было занято 430 тысяч человек (64% всех занятых по области), то в 1999 году может произойти снижение численности на 0,9 тысячи человек (на 0,2%).
В разрезе основных отраслей материального производства предполагается в 1999 году дальнейшее снижение по сравнению с 1998 годом численности занятых в промышленности (на 2,8 тысячи человек) и сельском хозяйстве (на 1,3 тысячи человек). При этом на транспорте и связи предполагается увеличение на 0,3 тысячи человек, в торговле и общественном питании - на 0,1 тысячи человек.
Сокращение численности занятых в материальном производстве восполнится увеличением на 0,9 тысячи человек численности занятых в непроизводственной сфере (с 242 тысяч человек в 1998 году до 242,9 тысячи человек в 1999 году).
Прогнозируется рост численности занятых в образовании, культуре, искусстве на 0,4 тысячи человек, в других видах непроизводственной сферы - на 2,2 тысячи человек.
Возможен достаточно устойчивый спрос на работников организаций рыночной инфраструктуры, бытового и сервисного обслуживания.
В 2000 году при проведении стабилизационных мероприятий и успешной реализации проектов увеличится численность занятых в основных отраслях экономики.
По сравнению с 1998 годом численность занятых в промышленности, возможно, возрастет на 1,4 тысячи человек и составит в 2000 году 184,4 тысячи человек, в сельском хозяйстве соответственно возрастет на 0,9 тысячи и составит 82,9 тысячи человек. В строительстве занятость возрастет на 6,5 тысячи человек и составит 55,5 тысячи человек.
Численность занятых может возрасти в ряде отраслей непроизводственной сферы, таких как образование, культура, искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство. Спрос на эти профессии, вероятно, останется достаточно устойчивым.
В 1999 году прогнозируются изменения в соотношении численности занятых относительно форм собственности предприятий, на которых они будут трудиться. Может получить дальнейшее развитие тенденция роста занятых в частном секторе с 271,3 тысячи человек (40,4% общей численности занятых) до 288 тысяч человек (42,8%).
На предприятиях и в организациях государственного сектора возможно сокращение численности с 290 тысяч человек (43,1%) до 280 тысяч человек (41,7%), на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности со 102 тысяч человек (15,2%) до 94 тысяч человек (14%).
Одним из эффективных инструментов борьбы с безработицей будут оставаться меры, принимаемые Правительством области, его отраслевыми комитетами, администрациями муниципальных образований, ведомствами, работодателями по сохранению экономически эффективных и созданию новых рабочих мест в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере, сфере обслуживания населения.
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" предполагает разработку соответствующих региональных программ. Проект программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1997-2000 годы в Ленинградской области был разработан Санкт-Петербургским фондом развития рынка недвижимости в части прогнозной оценки развития системы рабочих мест, однако не был утвержден в областном Правительстве.
В 1999-2000 годах будет продолжена работа по созданию новых и сохранению действующих рабочих мест в рамках мероприятий, предусмотренных муниципальными программами содействия занятости населения с учетом реального развития экономики.
По прогнозу муниципальных отделов экономики только в 2000 году возможно увеличение количества сохраненных рабочих мест в промышленности и стабилизация численности занятых в ней.
В прогнозируемом периоде следует ожидать позитивные сдвиги в сельском хозяйстве. Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по поддержке национального производителя, расширяющаяся конкуренция между государственным и частным секторами создадут в 2000 году условия для стабилизации и роста численности работников сельского хозяйства.
Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области разработан проект распоряжения Губернатора области по утверждению нормативно-методической документации, определяющей порядок работы по организации самостоятельной занятости безработных граждан, проживающих в сельской местности, принятие которого даст возможность организовать новые рабочие места для сельских жителей и снизить уровень "хронической" сельской безработицы.
1.4.2. Прогнозируемый спрос на квалифицированные кадры