В Ленинградской области, как и по всей стране, в процессе социально-экономических преобразований обострились проблемы положения детей, в том числе и в организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. Сократилось количество стационарных оздоровительных лагерей, ухудшилась их материально-техническая база, повысилась стоимость путевки в оздоровительные учреждения. Данный вид отдыха, исходя из возможности семьи, стал недоступным для большинства детей.
В этих условиях в сохранении и развитии системы оздоровления, отдыха и творческого досуга детей и подростков возрастает роль Правительства области, администраций муниципальных образований и Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Начавшаяся в Ленинградской области реорганизация системы летнего отдыха и оздоровления детей носит системный характер, ориентированный на создание условий для оздоровления и творческого развития личности на базе муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, по делам молодежи, физической культуре и спорту.
Анализ результатов реализации Ленинградской областной комплексной программы "Лето-98" показал, что вопросы организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом 1998 года занимали особое место, являясь одним из приоритетных направлений в социальной политике области. Удалось остановить темпы роста отрицательной динамики важных показателей оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом 1998 года.
Более интенсивно развивалась нормативно-правовая база по вопросам обеспечения оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время, значительно возросла ответственность комитетов Ленинградской области, администраций муниципальных образований в выполнении областной комплексной программы "Лето-98". Дальнейшее развитие получил программно-целевой метод решения вопросов оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. Наряду с областной программой в каждом муниципальном образовании были приняты целевые программы по организации летнего оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. Расширилась сеть внебюджетных фондов и организаций, оказывающих адресную материальную помощь в организации отдыха детей и подростков, укрепилась межведомственная координация по вопросам оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. Межведомственной координационной комиссией при Правительстве Ленинградской области по вопросам оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков накоплен положительный опыт работы.
Летом 1998 года в области работало 709 оздоровительных лагерей всех типов (на 83 лагеря больше, чем в летний период 1997 года и на 25 больше, чем предусматривалось комплексной программой "Лето-98"), в том числе 544 оздоровительных лагеря были организованы комитетом общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, муниципальными органами управления образованием и Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации; 83 - комитетом по труду и социальной защите населения; 33 - комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области, муниципальными органами управления в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта; 28 - комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области, районными территориальными медицинскими объединениями и Ленинградским областным фондом обязательного медицинского страхования.
Во всех типах оздоровительных лагерей отдохнуло 122200 детей и подростков, что составляет 63,8 процента общего количества учащихся первой и второй ступеней школ Ленинградской области.
В соответствии с социальным заказом школы, семьи, детей и подростков 117 оздоровительных лагерей работало для детей, увлекающихся экологией, археологией, туризмом, краеведением, историей, музыкой и прикладным творчеством; в 65 спортивных лагерях отдыхали дети, занимающиеся различными видами спорта; 15 оздоровительных лагерей были предназначены для подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; 31 лагерь труда и отдыха - для старшеклассников; 177 - для детей, проживающих в сельской местности.
На базе загородного Центра детского и юношеского творчества "Зеркальный" отдохнуло 354 победителя областных олимпиад, конкурсов, фестивалей, представители театральных и музыкальных коллективов.
Особое внимание летом 1998 года было уделено занятости детей и подростков. Свыше 190000 детей и подростков, или 82,7 процента учащихся первой, второй и третьей ступеней школ Ленинградской области работали в производственных бригадах по ремонту школ, благоустройству городов и поселков, на учебно-опытных участках , в лесничествах, трудились по месту работы родителей. Более 12000 детей и подростков, проживающих в "кризисных семьях", получили адресную помощь, 1196 детей пролечены в санаториях Ленинградской области, Северо-Западного и Черноморского зональных управлений.
Большой вклад в летнюю оздоровительную работу внесли органы внутренних дел Ленинградской области. Их деятельность была направлена на обеспечение правопорядка в местах расположения детских оздоровительных учреждений, охрану жизни и здоровья детей и подростков, их имущественной безопасности.
Летом 1998 года зарегистрировано снижение на 11 процентов уровня преступности среди всех категорий несовершеннолетних (в том числе совершивших преступления до достижения ими уголовно-наказуемого возраста), сократилось количество подростков, совершивших административные правонарушения (из них 26,3 процента состояли на учете в органах внутренних дел).
Расходы на основные мероприятия областной комплексной программы "Лето-98" составили 29115,9 тысячи рублей, или 87,7 процента запланированной суммы. Из-за недофинансирования в 1998 году мероприятий летнего отдыха детей и подростков в некоторых оздоровительных лагерях не удалось провести третьи смены, приобрести необходимое количество путевок для детей-сирот, открыть в каждом муниципальном образовании круглосуточные оздоровительные лагеря для подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Анализ итогов выполнения Ленинградской областной комплексной программы "Лето-98", основные цели и задачи социальной политики по улучшению положения детей в Ленинградской области, определенные региональной программой развития образования Ленинградской области до 2000 года, региональными программами "Семья", "Физическая культура и спорт", "Основные направления реализации молодежной политики в Ленинградской области до 2000 года", показал необходимость сохранения и развитие в Ленинградской области системы летней оздоровительной работы, созданной за последние годы.
Этот вывод подтвердил социальный заказ семьи, детей, подростков, образовательных учреждений на оздоровление и отдых в летний период 1999 года и данные социального паспорта детства Ленинградской области.
На 1 января 1999 года в областных общеобразовательных школах и специальных (коррекционных) школах-интернатах обучалось 231944 детей и подростков, из них в соответствии с социальным паспортом детства Ленинградской области нуждаются в организованном оздоровлении:
2545 | детей-сирот, проживающих в детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах; |
6982 | ребенка-инвалида; |
292 | подростка из социальных приютов; |
44809 | детей и подростков из многодетных семей; |
44785 | детей и подростков из неполных семей (семьи, потерявшие кормильца, одинокие отцы и матери); |
21529 | детей из семей безработных граждан; |
3340 | детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; |
3038 | детей, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; |
40606 | детей работников бюджетной сферы; |
8905 | детей, состоящих на учете в органах внутренних дел; |
208 | детей из семей погибших военнослужащих; |
2 299 | детей, проживающих в семьях под опекой граждан. |
Таким образом, 179880 детей и подростков, или 77,5 процента нуждаются в оздоровлении. В Ленинградской области, как и в других регионах страны, в семьях по-прежнему сохраняются значительные различия в размере потребительских расходов на одного человека, в том числе и в зависимости от количества детей. Для расчета среднедушевого дохода входили и пособия на детей, которые выплачивались нерегулярно. По итогам месячника "Семья" семьями социального риска признаны:
59 процентов многодетных семей | (в 1996 году - 30 процентов); |
60 процентов одиноких матерей | (в 1996 году - 24 процента); |
50 процентов неполных семей | (в 1996 году - 20 процентов); |
42 процента семей с детьми инвалидами | (в 1996 году - 23 процента). |
Число детей-инвалидов в 1998 году возросло по сравнению с 1995 годом с 4541 до 6982 человек, или на 35 процентов.
В наиболее тяжелом положении находятся дети и подростки, проживающие в сельской местности. Это создает предпосылки для обострения социально обусловленных и социально значимых заболеваний. На 1 января 1999 года на диспансерном учете состояло 29,8 процента больных детей в возрасте до 15 лет (в 1997 году - 24,7 процента).
В структуре диспансерной группы детей первое место занимают заболевания нервной системы (18,6 процента), заболевания органов дыхания (15,1 процента), а также заболевания органов пищеварения и мочеполовой системы.
Общая заболеваемость среди школьников за 1998 год выросла в 1,15 раза, детей дошкольного возраста - в 1,17 раза.
Продолжает оставаться криминогенной обстановка среди подростков. В 1998 году несовершеннолетними совершено 3713 преступлений, что на 9,8 процента больше, чем в 1997 году.