Экономическая политика на период до 2005 года обусловливается стратегией экономического роста, базирующейся на использовании конкурентных преимуществ Ленинградской области как одного из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, в том числе высокого научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, выгодного геополитического положения, развитой транспортной инфраструктуры, многоотраслевой промышленности и емкого внутреннего рынка, высокого уровня образования населения, квалифицированной и достаточно дешевой рабочей силы.
2.1. Бюджетно-финансовая политика
Цель бюджетно-финансовой политики сделать областной бюджет гарантом обеспечения роста уровня жизни населения.
Основные направления:
ежегодное сокращение при формировании проектов областного и консолидированного бюджетов Ленинградской области уровня дефицита, вплоть до формирования бездефицитного бюджета;
формирование бюджета развития;
приоритетное финансирование бюджетных расходов, направляемых на выполнение задач, стоящих перед органами областной исполнительной власти и администрациями муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, и, как следствие, определение суммы средств, предусматриваемых на финансирование программ развития отраслей, как разности доходов бюджета и расходов на финансирование программ выравнивания и развития социальной сферы на территории Ленинградской области;
повышение эффективности бюджетных расходов;
повышение собираемости налогов за счет усиления борьбы с уклонением от уплаты налогов и проведение гибкой налоговой политики в целях общего снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты на территории Ленинградской области.
Механизмы реализации:
разработка и переход на новую систему планирования и исполнения областного бюджета, суть которой состоит в передаче комитету по экономике и инвестициям Ленинградской области функции планирования основных параметров областного бюджета, включая разработку концепции, проектировок основных расходов по показателям функциональной классификации расходов, и в сохранении за комитетом финансов Ленинградской области функции разработки бюджета в разрезе ведомственной и экономической классификации, организации казначейской системы исполнения бюджета и контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований;
внедрение в бюджетный процесс финансового планирования как инструмента оптимизации бюджетных финансовых потоков для обеспечения снижения пиковых нагрузок на бюджет и сокращения краткосрочных заимствований для целей текущего финансирования;
стимулирование бюджетов муниципальных образований, администрации которых обеспечивают высокий прирост доходов бюджетов всех уровней;
разработка и реализация комплекса мер по обеспечению роста неналоговых доходов областного бюджета, прежде всего за счет доходов от использования областной государственной собственности (дивиденды по акциям, арендная плата, реализация собственности и т.д.);
совершенствование и реализация механизма формирования проекта расходной части бюджета строго на основе бюджетных заявок бюджетополучателей, предусматривающего процедуру подачи, рассмотрения и удовлетворения бюджетной заявки при условии обоснования необходимости запрашиваемых бюджетных средств, внедрение системы финансовой отчетности об использовании выделяемых бюджетных средств с оценкой эффективности их использования;
совершенствование и внедрение в практику исполнения бюджета механизма финансирования из областного бюджета закупок материальных, технических средств, работ и услуг в основном на конкурсной основе;
совершенствование программного подхода к формированию расходной части областного бюджета в целях ужесточения требований к отбору проектов целевых региональных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и обеспечение стабильного финансирования утвержденных программ;
рассмотрение в качестве основного источника финансирования дефицита средств для реализации государственных полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на Ленинградскую область, сумм трансферта из федерального бюджета ( при несвоевременном или неполном их поступлении должны приниматься решения о привлечении кредита в пределах запланированных сумм трансферта с последующим погашением его за счет средств трансфертных выплат из федерального бюджета по мере их поступления);
привлечение заемных средств для финансирования программ и мероприятий, цель которых сократить бюджетные назначения, определенные статьями расходов соответствующих бюджетов (жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера) только при планово-бездефицитном бюджете;
приоритетное привлечение заемных средств (в том числе путем выдачи гарантий Правительства Ленинградской области) для финансирования инвестиционных проектов, имеющих высокую экономическую и бюджетную эффективность и направленных на экономическое развитие Ленинградской области, а следовательно, и на увеличение доходов территориального бюджета.
2.2. Инвестиционная политика
Цель инвестиционной политики - оживление и рост инвестиционной деятельности на территории области за счет создания благоприятных условий, в первую очередь для отечественных инвесторов.
Основные направления:
продолжение работ по созданию благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области;
усиление рычагов повышения инвестиционной активности и привлекательности предприятий;
усиление информационной открытости инвестиционного процесса, особенно на ранних стадиях инвестиционного проектирования (выбор промышленных зон, узлов и территорий, производственных площадей, сведения об инженерной инфраструктуре, их каталогизация и т.п.)
Механизмы реализации: