Одним из главных богатств Ленинградской области по праву считают леса. Лесистость территории области в настоящее время составляет 53,1 процента и является довольно высокой по российским меркам и очень высокой - по меркам европейским. Поскольку природоохранные и экономические задачи нередко входят в конфликт друг с другом, необходимость их сбалансирования выдвигает особые требования к рациональному ведению лесопользования и лесозаготовок. Вырубка леса, даже плановая, представляет угрозу для биологического разнообразия в его видовом, популяционном и генетическом проявлениях. Деградация лесов и изменение их структуры происходит также под воздействием лесных пожаров, изменения гидрологического режима почв (пересыхание или избыточное увлажнение), вредителей, болезней, промышленных выбросов.
Поэтому стратегия лесопользования и лесовыращивания должна быть направлена на стабилизацию как общей экологической обстановки, так и лесозаготовок на длительную перспективу с учетом всех особенностей лесных экосистем.
На частичное решение этих проблем направлено постановление Правительства Ленинградской области от 11 декабря 1997 года N 50 “О мерах по устранению недостатков и нарушений, выявленных межведомственной комиссией при проверке ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах Карельского перешейка”.
Правительством Российской Федерации утверждена государственная целевая программа “Леса России” на 1997-2000 годы, в которой предусмотрены все основные мероприятия по переходу к устойчивому ведению экологически направленного лесного хозяйства. Аналогичная программа по Ленинградской области должна быть разработана в течение 1998-2000 годов.
Серьезные упущения в охране окружающей среды были допущены в подходе к использованию болот, хотя болота и заключенные в них запасы торфа играют существенную роль в экономике и влияют на экологическую ситуацию. Разработка богатейших торфяных ресурсов Северо-Запада России является социально-экономической необходимостью. При этом требуется системное решение проблемы, поскольку затрагиваются интересы экономики, социальные и экологические вопросы. Большое значение при этом должно уделяться роли болот для естественного развития ландшафта лесной зоны (продуцирование кислорода и связывание углерода, влияние на окружающие сопредельные ландшафты, сохранение биологического разнообразия животного и растительного мира, почвенной биоты). В связи с этим при составлении планов развития Ленинградской области необходимо провести анализ практики использования болот области и ее влияния на экологическую ситуацию, а на основе анализа разработать рекомендации по рациональному использованию болот с выдачей прогноза экологической ситуации при различных направлениях и уровнях их эксплуатации в ближайшие годы и на перспективу.
Особое положение и значимость в Ленинградской области имеет Карельский перешеек. Он является территорией, имеющей важное многостороннее, в том числе экологическое, значение для Санкт-Петербурга, Северо-Запада и всей Российской Федерации. Природа Карельского перешейка уникальна и отличается особым растительным и животным миром, интересным геологическим строением и рельефом. К Карельскому перешейку приурочен водораздел крупнейших водосборных бассейнов - Ладожского озера и Финского залива.
На ближайшие годы на территории Карельского перешейка запланировано строительство портовых комплексов и других крупных объектов. Это потребует создания новых промышленных зон и инфраструктуры, включая транспортные магистрали и трубопроводы. В связи с этим необходимо выработать наиболее экономически целесообразные решения, реализация которых оказала бы наименьшее негативное воздействие на природную среду Карельского перешейка. Для выработки таких решений необходимо комплексно оценить экономические перспективы реализации планов хозяйственной деятельности на Карельском перешейке и разработать концепцию природопользования в связи с его экологической, социальной и хозяйственной значимостью в современных условиях.
Существенной проблемой для Ленинградской области является организация сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Особо охраняемые природные территории - это компоненты регионального природного комплекса (территории, акватории и отдельные объекты), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, исключенные полностью или частично из традиционных видов хозяйствования, и для которых установлен специфический режим охраны и использования, учитывающий их особые задачи. ООПТ вместе с другими элементами природных комплексов обеспечивают экологическое равновесие и решение разнообразных экологических, социальных и культурно-просветительских задач, связанных с взаимодействием природы и общества.
Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" развитие ООПТ отнесено к приоритетным направлениям государственной экологической политики Российской Федерации, а Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” относит их к объектам общенационального достояния.
26 декабря 1996 года издано постановление Правительства Ленинградской области N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации сети особо охраняемых территорий Ленинградской области". Сейчас в области имеется заповедник “Нижне-Свирский”, республиканский заказник “Мшинское болото”, заказник “Гладышевский” (предполагается, что он также получит статус федерального), а также двадцать заказников и тринадцать памятников природы областного значения. Продолжается создание систем ООПТ в восточной части Финского залива, что должно способствовать выполнению взятых Россией обязательств по защите морской среды Балтийского моря (HELKOM EC-Nature) и сохранению мест обитания редких видов растений и животных (Рамсарское соглашение).
Пять территорий - Кургальский полуостров, Березовые острова, остров Лебяжий, устье реки Свирь и Мшинское болото - включены со стороны Российской Федерации в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение как места обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция, 1971 год). Этот список предполагается дополнить заказником “Раковые озера”. Параллельно с постоянными государственными природными заказниками регионального значения существует сеть из 15 зоологических (охотничьих) заказников, основная цель которых - сохранение охотничьей фауны. В ряде случаев их границы перекрывают региональные природные заказники.
Существующий набор ООПТ в Ленинградской области имеет ряд недостатков: особо охраняемые природные территории области не являются сбалансированной системой, в которой были бы представлены все типы природных ландшафтов; площадь этих территорий очень мала (3,02 процента территории Ленинградской области); отсутствуют отдельные категории ООПТ, например, национальные и природные парки (правда, в настоящее время ведется организация природного парка “Вепсский лес”), что не позволяет решать все задачи, поставленные перед ООПТ; мала площадь особо охраняемых акваторий, а также наземных экосистем разных стадий естественной динамики; они разобщены урбанизированными, аграрными, индустриализированными и другими сильно нарушенными землями; организационные условия существования сети заказников и памятников природы не обеспечивают их надежной охраны и использования в экологических, научных и просветительских целях; финансовое обеспечение работ по поддержанию режима существующих ООПТ явно недостаточно; статус некоторых из них носит противоречивый характер, например, отдельные лесные заказники с режимом охраны, близким к заповедному, относятся к лесам не первой, а второй группы; существует ведомственная разобщенность информации об особо охраняемых природных территориях и других территориях с ограничениями в режиме использования, что не позволяет оценить существующую сеть особо охраняемых природных территорий с точки зрения ее полноты и надежности выполнения всех задач, поставленных перед охраняемыми территориями Ленинградской области.
Серьезную обеспокоенность вызывает возрастающее число нарушений природоохранного режима, в том числе с незаконным лесопользованием, браконьерским, охотничьим промыслом, захватом земель.
Отсутствие финансирования не позволяет действенно организовать охрану и управление существующими ООПТ, а тем более развивать их сеть. А незаконченность юридического оформления и недостаток нормативно-правовых актов, определяющих статус ООПТ, не позволяют использовать источники собственных средств.
Для коренного улучшения состояния дел с ООПТ и упорядочения управления ими необходимо принятие закона “Об особо охраняемых природных территориях Ленинградской области”, а также разработка территориальной государственной программы охраны, функционирования и развития особо охраняемых природных территорий в лесном фонде и на землях (акваториях) Ленинградской области.