Недействующий

О региональной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (с изменениями на 30 декабря 2008 года) (утратил силу с 21.10.2009 на основании закона Ленинградской области от 12.10.2009 N 79-оз)

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации, обоснование необходимости
программно-целевой проработки проблемы социального развития села

Сложившаяся в последнее десятилетие социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, ухудшении финансового положения отрасли сельского хозяйства, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

Среди проблем сельских территорий необходимо выделить основные:

снижение качества жизни на селе, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры, сужение доступа к основным социальным услугам: образованию и здравоохранению;

ухудшение демографической ситуации сельской местности;

бедность и высокий уровень безработицы.

В Ленинградской области на 1 января 2002 года насчитывалось 2972 поселения, в том числе 2907 сельских (97,8 процента).

В сельской местности на 100 поселений приходится 7,4 детских дошкольных учреждений, 9,1 школ, 12,9 клубов, 25 учреждений здравоохранения, что значительно меньше, чем в среднем по России. (Данные в настоящем областном законе приведены по состоянию на 1 января 2003 года.)

В системе образования сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 38,4 процента.

Количество детей, занимающихся в общественных дошкольных учреждениях, снизилось с 33,5 тысячи человек до 12,4 тысячи человек, или в 2,7 раза.

Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,7 процента ученических мест. При этом численность учащихся сократилась на 15,2 тысячи человек, или на 22,4 процента.

В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.

Около девяти процентов общеобразовательных школ работают в две смены.

Одной из важнейших задач является укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. В 2002 году подготовлено кадров массовых профессий 898 человек при потребности 2405 человек, что составляет всего 37,3 процента.

В сфере физической культуры и спорта материальная база в последние годы существенных изменений в сторону совершенствования и увеличения не претерпела. В целом по области потребность в спортивных площадках и бассейнах по сравнению с нормативом обеспечена на семь процентов, в спортивных залах - на 30 процентов. Из 49 детско-юношеских спортивных школ области только четыре находятся в сельской местности. Специалистами по физической культуре село укомплектовано всего на 20,2 процента.

В области культуры в связи с низким уровнем финансирования культурных учреждений за счет внутренних резервов создаются новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга и дома ремесел. В сеть клубных учреждений входят 363 учреждения. По сравнению с 1999 годом выросло число клубных формирований на 1451. На селе функционируют 24 музыкальные школы, 11 музеев, 329 библиотек. Из 2249 работников сельских учреждений культуры 1010 являются специалистами со средним и высшим образованием. Вместе с тем социальная ситуация на селе близка к критической и является серьезным тормозом для развития сельской культуры. За последние 10 лет произошло сокращение сети клубов и домов культуры на 17, сельских библиотек на 28 единиц. Недостаточно материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры: 60 процентов из них требуют текущего или капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии, отсутствуют необходимое световое и звуковое оборудование, мебель, реквизит, инвентарь, музыкальные инструменты, выставочное оборудование, компьютерная и оргтехника. Из-за нехватки автоклубных машин недостаточно функционирует система обслуживания жителей отдаленных сел. Почти разрушена сельская киносеть и система технического обслуживания киноустановок. Качественно меняется спрос на услуги культурно-досуговых учреждений, что предопределяет необходимость структурных преобразований учреждений культуры на селе и укрепление их материально-технической базы.

В области здравоохранения за последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 18 единиц (83,5 процента к уровню 1990 года), фельдшерско-акушерских пунктов - на 178 единиц (69,7 процента к уровню 1990 года). Обеспеченность больничными койками составила 101,3 койки на 10 тысяч населения (73 процента к уровню 1990 года).

Обостряется проблема обеспеченности медицинскими кадрами. Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения сократилась на восемь человек, средним медицинским персоналом - на 44 человека.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся сокращением числа имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Объемы государственных капитальных вложений в социальную сферу и строительство жилья на селе в связи с переходом на рыночные отношения сведены до минимума, особенно в последние 10 лет. Строительство жилья в сложившихся условиях фактически прекратилось.

Увеличился отток сельского населения, особенно специалистов. Одна из основных проблем в сельскохозяйственных предприятиях - отсутствие жилья, пригодного для проживания.

Особенно остро встает проблема с обеспечением жильем специалистов сельского хозяйства, окончивших высшие и средние учебные заведения, учреждения начального профессионального образования и желающих работать в сельхозпредприятиях области, а также молодых семей, молодых специалистов и работников организаций социальной сферы (абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2007 года Законом Ленинградской области от 11 декабря 2006 года N 146-оз, -см. предыдущую редакцию).


Дефицит кадров в ближайшие пять лет может достигнуть во многих сельскохозяйственных организациях 50 процентов. По состоянию на 1 января 2003 года дефицит кадров в сельскохозяйственных предприятиях составил 3170 человек, в том числе 2405 человек - рабочих кадров, 769 - специалистов и руководителей. С учетом естественного убывания по разным причинам создается неустойчивое обеспечение сельскохозяйственного производства необходимыми кадрами.

На начало 2003 года в Ленинградской области нуждаются в улучшении жилищных условий в сельской местности 5 тысяч семей (16 тысяч человек). На балансе сельскохозяйственных организаций из 4,1 осталось 0,3 миллиона квадратных метров в основном неблагоустроенного и требующего капитального ремонта жилья. Велико в сельской местности и незавершенное строительство: свыше 50 тысяч квадратных метров общей жилой площади.

Основная часть сельского жилищного фонда не обеспечена элементарными коммунальными удобствами. Водопровод имеют 54,8 процента сельских жилых домов, центральное отопление - 54,7 процента, канализацию - 53,3 процента, горячее водоснабжение - 41,2 процента.

Несмотря на то, что территория Ленинградской области полностью охвачена централизованным электроснабжением, в сельской местности оно осуществляется с недостаточной степенью надежности. Более 900 километров линий электропередачи напряжением 0,4-10 кВ и трансформаторных подстанций напряжением 6-10 кВ суммарной мощностью около 90 МВА являются необслуживаемыми, в силу различных причин - "бесхозяйными", более половины из них находятся в неудовлетворительном состоянии.

В Ленинградской области газифицировано 76,7 процента сельских населенных пунктов, из них сжиженным газом - 72,8 процента. Природный газ имеют только пять процентов газифицированных сельских населенных пунктов. Из общего числа квартир на селе газифицировано 82,3 процента, из них природный газ имеют 30,4 процента. Уровень газификации населения в сельской местности природным газом в 2,4 раза ниже, чем в городах и поселках области. Протяженность разводящих газопроводов в расчете на 1000 газифицированных квартир в сельской местности в 2 раза ниже, чем в городах и поселках (2,1 км и 4,6 км соответственно).