Действующий

Об управлении государственным долгом Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах (с изменениями на 17 апреля 2006 года)

5. Управление рисками при исполнении бюджета и программы
государственных заимствований Санкт-Петербурга в пределах
финансового года

5.1. Основные риски несбалансированности бюджета Санкт-Петербурга и цели управления ликвидностью.

Основными рисками при исполнении бюджета Санкт-Петербурга, в том числе в контексте привлечения заемных средств на рынке ГИО Санкт-Петербурга, можно выделить:

риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для Санкт-Петербурга изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;

риск недостаточного спроса на облигации в определенный момент времени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента;

риск снижения ликвидности рынка, связанный с "отсутствием" на рынке длительное время эмитента, снижением оборотов торгов и оттоком капитала в другие сегменты;

риск монополизации рынка, характеризующийся высокой степенью концентрации облигаций у ограниченного круга инвесторов, что ведет к снижению ликвидности и может вызвать определенную зависимость эмитента от инвесторов.

Целями управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга являются:

снижение рисков неисполнения бюджета Санкт-Петербурга в части, касающейся финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга за счет заемных средств;

сглаживание пиков платежей по финансированию дефицита бюджета Санкт-Петербурга и погашению долговых обязательств;

повышение степени предсказуемости действий Комитета финансов как эмитента государственных облигаций Санкт-Петербурга при принятии решений о привлечении заемных средств на рынках капитала;

совершенствование системы управления государственным долгом Санкт-Петербурга.

Принимая во внимание необходимость обеспечения оптимальной ликвидности бюджета Санкт-Петербурга, недопущения срывов в финансировании расходов бюджета Санкт-Петербурга, снижения рисков неисполнения бюджета Санкт-Петербурга в целом и по государственным заимствованиям, среди основных мероприятий можно выделить следующие:

необходимо на регулярной основе осуществлять планирование государственных заимствований Санкт-Петербурга в квартальной и месячной разбивке;

в основу планирования должны быть включены прогнозы поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, а также статистический анализ исполнения предыдущих лет;

при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по мобилизации ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на финансовых рынках;

государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований;

для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита бюджета Санкт-Петербурга и погашению долга при планировании исполнения бюджета Санкт-Петербурга и государственных заимствований необходимо осуществлять управление ликвидностью и заимствованиями Санкт-Петербурга;

горизонт планирования должен по возможности охватывать весь финансовый год, чтобы можно было вести работу с инвесторами и кредиторами;

необходимо разработать и использовать программные средства планирования государственных заимствований, предусматривающие реализацию вышеперечисленных мер и положений в части, касающейся государственных заимствований, и позволяющие проводить оперативный анализ планов и рисков, возникающих при привлечении заемных средств.

5.2. Управление ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга.

Основное направление управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга и государственными заимствованиями связано с вопросами оптимизации источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга, которая подразумевает решение следующих задач:

финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга и обеспечение стабильности финансирования расходов;

использование свободных средств бюджета Санкт-Петербурга, временно не востребованных для финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга.

Первая задача решается в контексте тех целей и мер, которые изложены в разделе 5.1 Концепции. Суть ее сводится к тому, что государственные заимствования привлекаются не только для финансирования возникшей потребности бюджета Санкт-Петербурга, но и в целях резервирования дополнительных средств для сглаживания пиков платежей и предотвращения ухудшения условий заимствований.

Свободные средства бюджета Санкт-Петербурга, являясь временно не востребованными для финансирования расходов, могут быть использованы по двум основным направлениям:

операции по сокращению долга;

операции на открытом рынке.

Сокращение долга не является однозначно эффективным способом управления ликвидностью и в конечном итоге увеличивает риски неисполнения бюджета Санкт-Петербурга, поскольку чем больше средств в начале года направляется на сокращение долга, тем больший объем необходимо будет привлекать в конце года. При этом не все долговые обязательства можно технически досрочно погасить.