Действующий

Об управлении государственным долгом Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах (с изменениями на 17 апреля 2006 года)

4. Управление государственным долгом и государственными
заимствованиями в среднесрочной перспективе

В странах с развитой рыночной экономикой долгосрочные займы используются для финансирования инвестиционных программ. Для этих целей в аналитических исследованиях используются методы, которые позволяют оценить целесообразность и эффективность государственных заимствований как дополнительного бюджетного источника, указать на принципиальную роль заемных ресурсов и спрогнозировать поведение государственного долга в долгосрочной перспективе.

В бюджетном анализе и среднесрочном планировании заимствований применяется подход, основанный на представлении государственных заимствований как источника финансирования капитальных расходов. В его основе лежит модель представления бюджетного баланса (доходы, расходы, источники финансирования) в несколько ином формате, нежели принятая в Российской Федерации бюджетная классификация. Подобная модель, в частности, используется ведущими международными рейтинговыми агентствами, которые через критерии общей кредитоспособности заемщика анализируют уровень инвестиционной направленности бюджета Санкт-Петербурга и роль государственных заимствований.

Основной задачей данной модели представления бюджетного баланса является определение критериев:

ликвидности и сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга;

степени финансовой самостоятельности бюджета Санкт-Петербурга;

совокупного размера долговой нагрузки на бюджет в каждый момент времени;

финансирования капитальных расходов за счет заемных средств;

соотношения внутренних и внешних заимствований;

объема долга по гарантиям и др.

В среднесрочном планировании основной является задача определения того, какой объем доходов и иных поступлений можно будет мобилизовать в бюджет Санкт-Петербурга и какие расходные потребности можно будет профинансировать за счет данных поступлений. Если для финансирования капитальных расходов предполагается использовать заемные ресурсы, государственный долг и государственные заимствования должны сопоставляться с собственными доходами бюджета Санкт-Петербурга.

В целях оценки на основе данной модели составления бюджетного баланса качества управления государственным долгом и кредитоспособности Санкт-Петербурга при реализации политики привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов необходимо ввести следующие термины:

собственный бюджет Санкт-Петербурга;

связанный бюджет Санкт-Петербурга.

Из общего объема доходов и расходов бюджета Санкт-Петербурга выделяются две составляющие: собственный бюджет, состоящий из собственных доходов и расходов, и связанный бюджет, состоящий из связанных доходов и расходов.

К связанным доходам относятся все поступления в бюджет Санкт-Петербурга, которые связаны с определенными статьями расходов и которые в принципе нельзя рассматривать в качестве источника средств для погашения и обслуживания собственного долга.

Все остальные поступления в бюджет Санкт-Петербурга - налоговые и неналоговые доходы - являются собственными доходами и служат базой покрытия государственного долга.

На основе описанных выше понятий формируется бюджетный баланс, состоящий из нескольких уровней (текущий бюджет, бюджет выплат по долгу, бюджет развития, источники финансирования), каждый из которых несет определенный экономический смысл, позволяющий ввести ряд новых критериев и ограничений, способствующих рассмотрению бюджетного баланса в более строгой форме.

Применение подобной модели составления бюджетного баланса должно способствовать формированию более устойчивого бюджета Санкт-Петербурга с оптимальными долговыми характеристиками.

При таком представлении четко определяется, каким образом можно оптимально прогнозировать политику государственных заимствований, чтобы не допустить увеличения рисков, связанных с долговой нагрузкой.

В целях использования описанной выше модели составления бюджетного анализа при управлении государственным долгом Санкт-Петербурга необходимо разработать методику определения критериев по государственному долгу и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга для использования в среднесрочном прогнозировании, включающую описание процедуры составления бюджетного баланса по уровням и критериев по государственному долгу и государственным заимствованиям Санкт-Петербурга.