Действующий

О региональной целевой программе "Семья" на 2004-2006 годы (с изменениями на 18 мая 2006 года)

Таблица 3

Муниципальное образование

Количество семей, находящихся в социально опасном положении

Бокситогорский район

165

Волосовский район

340

Город Волхов

328

Волховский район

226

Всеволожский район

566

Выборгский район

998

Гатчинский район

350

Город Гатчина

308

Город Ивангород

82

Кингисеппский район

301

Киришский район

299

Кировский район

372

Колтушская волость

34

Город Коммунар

27

Поселок Кузнечное

61

Лодейнопольский район

273

Ломоносовский район

345

Лужский район

219

Город Новая Ладога

26

Подпорожский район

76

Приозерский район

109

Город Светогорск

162

Сланцевский район

645

Город Сосновый Бор

81

Тихвинский район

308

Тосненский район

53

Город Сертолово

51

Город Пикалево

166

Город Шлиссельбург

47

Итого

6800


Каждой семье, находящейся в сложной жизненной ситуации, требуется оказание материальной помощи, а также комплекса мер, направленных на ее поддержание.

Кризисные явления в семье, падение материального, морального и нравственного уровня, асоциальный образ жизни родителей, жестокое обращение с детьми, уклонение родителей от воспитания детей - главные причины детской безнадзорности и беспризорности.

В 2002 году органами внутренних дел направлены в федеральные суды 245 материалов на лишение родительских прав. Выявлено 119 фактов жестокого обращения с детьми, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Комиссиями по делам несовершеннолетних было рассмотрено 10279 дел на подростков, совершивших правонарушения, приняты меры в отношении 5,9 тысячи родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей.

В ходе проведенного в 2002 году месячника "Семья" выявлено и поставлено на профилактический учет 4248 безнадзорных несовершеннолетних, проживающих в семьях, где отсутствует необходимый уход и содержание.

Наибольшее количество безнадзорных детей зарегистрировано в следующих муниципальных образованиях: Всеволожский район (625 человек). Кингисеппский район (378 человек), Приозерский район (362 человека), Подпорожский район (327 человек), Кировский район (298 человек), Тихвинский район (277 человек), Тосненский район (239 человек), Киришский район (249 человек), Сланцевский район (205 человек), Волосовский район (143 человека), город Пикалево (123 человека).

В 2002 году несовершеннолетними на территории Ленинградской области совершено 1592 преступления. На 8,4 процента увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. В центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при Главном управлении внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области за указанный период помещены 125 подростков.

Главным результатом реализации региональной целевой программы "Семья" 2001-2003 годов стало создание и развитие сети учреждений социальной помощи семье и детям в муниципальных образованиях Ленинградской области.

За 2000-2002 годы число учреждений (отделений) социальной помощи семье и детям возросло на 11 единиц и в настоящее время составляет 39. В том числе: 13 отделений и 3 центра социальной помощи семье и детям (в муниципальных образованиях город Волхов, город Сосновый Бор, Выборгский район), 23 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на 704 места. В учреждениях социальной помощи семье и детям открыты отделения: круглосуточного (на 427 мест) и дневного (на 277 мест) пребывания детей, социальной диагностики, реабилитации, социально-правовой и социально-экономической помощи, семейных воспитательных групп. Оборудованы кабинеты социально-бытовой реабилитации, трудовые и творческие мастерские, кабинеты психологической разгрузки и развития личности ребенка.

Указанные учреждения предоставляют семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, различные виды услуг: социально-психологические, психолого-педагогические, социально-экономические, реабилитационные, правовые, а также осуществляют комплекс мер, направленных на раннее выявление и профилактику семейного неблагополучия, формирование у семей и детей здорового образа жизни. Специалисты учреждений осуществляют социальный патронаж, психологическое консультирование, реабилитацию по групповым и индивидуальным программам, оказывают экстренную психологическую помощь по телефону.

Наличие в муниципальных образованиях Ленинградской области учреждений социальной помощи семье и детям позволяет строить их структуру в зависимости от социального заказа. Важным направлением деятельности является работа с семьями, проживающими в отдаленных волостях (через систему филиалов, отделений), развитие психологических служб (социальные гостиницы, "открытые приемные", кризисные отделения для женщин и детей, телефоны доверия).

Важное значение учреждениями социальной помощи семье и детям придается развитию системы семейных воспитательных групп с целью реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В 2002 году в семейные воспитательные группы устроено 149 несовершеннолетних, что в два раза больше, чем в 2000 году. Семейные воспитательные группы решают комплекс проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, берут на себя заботу об их здоровье, развитии и воспитании, являются наиболее эффективной формой социальной реабилитации.

Одним из направлений деятельности по профилактике детской безнадзорности и беспризорности является доставка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту постоянного проживания. В 2002 году открыто областное отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних муниципального образования Всеволожский район. В течение года доставлено к месту проживания 76 подростков.

Развитие услуг, предоставляемых семьям и детям, предполагает внедрение инновационных технологий. Учреждения социальной помощи семье и детям Всеволожского, Тихвинского, Ломоносовского, Выборгского районов, городов Волхова и Сосновый Бор ведут опытно-экспериментальную деятельность по отработке и развитию новых форм и методов работы с семьями и детьми.

В течение последних лет на территории Ленинградской области продолжали формироваться традиции, направленные на укрепление социальных устоев семьи (организация мероприятий, посвященных Международному дню семьи, Дню матери), что позволяет увеличить охват населения, участвующего в мероприятиях, привлечь внимание общественности к проблемам семьи, поднять значимость ее роли в жизни и развитии общества.

Свидетельством эффективности деятельности учреждений социальной помощи семье и детям явилось снижение численности безнадзорных несовершеннолетних в 2002 году по сравнению с 2000 годом на 30 процентов. Развитие в учреждениях социальной помощи семье и детям услуг, направленных на решение социально-педагогических, социально-психологических, правовых, социально-экономических проблем семей и детей, подтверждается ростом числа обратившихся. Только в 2002 году учреждениями оказано 400 тысяч разнообразных услуг, что выше уровня 2000 года в два раза.

Увеличение охвата семей и детей различными формами профилактической работы в виде предоставления широкого спектра социальных услуг привело к снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними на территории Ленинградской области, на 48,4 процента.

Вместе с тем проблемы семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности остаются актуальными. Существующая в настоящее время сеть учреждений социальной помощи семье и детям не позволяет в полной мере оказывать социальную и реабилитационную помощь всем нуждающимся семьям и детям, так как в ряде муниципальных образований не созданы специализированные учреждения.

В целях усиления межведомственного взаимодействия в решении проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики детской безнадзорности и беспризорности необходимо обеспечить дальнейшее развитие социальных, правовых, социально-психологических, психолого-педагогических, реабилитационных услуг для семей и детей, совершенствовать формы и методы работы учреждений социальной помощи семье и детям. Для этого предстоит провести работу по созданию областного банка данных безнадзорных несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедрить электронную систему выявления и учета семей и детей данной категории, оснастить компьютерной техникой и программным продуктом специализированные учреждения для несовершеннолетних.

Требуется поддержка опытно-экспериментальной деятельности учреждений социальной помощи семье и детям по отработке новых технологий и форм профилактической работы: разработке социальных стандартов для оценки качества работы учреждений социальной помощи семье и детям, развитию системы семейных воспитательных групп, формированию у детей и подростков здорового образа жизни, организации работы с молодыми семьями, развитию сети кризисных служб для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Опыт работы экспериментальных площадок следует использовать во всех учреждениях данного профиля.

Программой предусматривается целевая поддержка вновь создаваемых специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних, укрепление материально-технической базы действующих учреждений, дальнейшее развитие сферы услуг для семей и детей, а именно:

открытие филиалов учреждений (отделений) профилактики безнадзорности в сельских волостях;

развитие отделений семейных воспитательных групп, психологической помощи, дневного пребывания детей;

развитие системы "открытых приемных" для несовершеннолетних и служб телефонов доверия;

открытие социальных гостиниц, кризисных отделений.

В числе задач, которые предстоит решать учреждениям социальной помощи семье и детям: раннее выявление неблагополучных семей, разработка индивидуальных программ социальной помощи семьям и детям, осуществление социального патронажа, реабилитация дезадаптированных детей и подростков, оказание социальной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Выполнение указанных мероприятий должно способствовать повышению уровня и качества жизни семей с детьми, обеспечению их социальной защищенности, уменьшению численности семей, находящихся в социально опасном положении, снижению уровня детской безнадзорности и беспризорности, числа правонарушений несовершеннолетних, увеличению количества создаваемых рабочих мест. Выполнение программ социальной поддержки молодых семей позволит снизить число разводов, конфликтов в семье, что будет способствовать росту рождаемости.