Действующий

О проведении в Санкт-Петербурге в 2003/2004 учебном году федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

Таблица 2

ОУ, участвующие в

Приоритетные направления эксперимента

эксперименте

1

2

3

280

+

+

89

+

+

244

+

+

+

455

+

+

+

507

+

+

+

206

+

+

33

+

+

116

+

+

421

+

+

91

+

+

Итого: 10

5(50%)

9(90%)

9(90%)


В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие тенденции:

Во-первых, введение новых предметов (информатика, иностранные языки) оказалось недостаточно гармоничным, поскольку не всегда удается установить необходимые связи с другими, ставшими уже традиционными, предметами на уровне содержания и требований. Это обусловлено тем, что новые предметы ведут другие учителя, а также недостаточно отработанными методиками обучения иностранного языка в начальной школе и несовершенством предлагаемых к апробации учебников и УМК.

Во-вторых, при реализации профильного обучения наряду с появлением элементов оригинальных моделей, дифференцированных по профилям, следует выделить ряд проблем:

1) структура содержания профильного обучения является недостаточно оптимальной с точки зрения учета индивидуальных потребностей учащихся. Так, отсутствует научно обоснованный баланс между различными курсами, комбинация которых образует тот или иной профиль. Не отработаны элективные курсы, которые в большинстве своем направлены на дальнейшее углубление или расширение профильных знаний, но, к сожалению, не ориентированы на компенсаторную функцию или удовлетворение индивидуального познавательного интереса школьника;

2) практически отсутствует работа по конструированию индивидуальной образовательной траектории ученика, связанная с правом на выбор (или отказ от выбора) форм учебной деятельности, включая самостоятельную работу в библиотеке, архиве, лаборатории и т.д.;

3) существующие инструктивные документы в области итоговой аттестации выпускников во многом противоречат движению школ по созданию модели профильного обучения, поскольку отсутствует на уровне норматива дифференциация требований, предъявляемых к уровню подготовки ученика;

4) предпрофильное обучение (9 класс) не стало еще предметом эксперимента для большинства образовательных учреждений, что во многом осложняет процесс комплектования профильных классов из-за отсутствия обоснованного выбора выпускниками основной школы того или иного профиля. Несформированность интересов девятиклассников снижает эффективность работы по конструированию модели профильного обучения в 10-11 классах;

5) учителя, работающие в профильных классах, не владеют образовательными технологиями, адекватными довузовской подготовке, в частности методикой организации проектной и исследовательской деятельности.

Наличие указанных проблем, выявленных в ходе эксперимента, обусловлено причинами теоретико-методологического и содержательного характера:

- на уровне общей концепции профильного обучения нет четкого определения понятий "профильное" и "углубленное", что позволяет по-разному трактовать их содержание субъектами эксперимента, а следовательно, по-разному оценивать конструируемые школами модели профильного обучения и его эффективность;

- рекомендованные Министерством образования РФ учебники и учебные пособия не адекватны не только требованиям, предъявляемым к профильному уровню подготовки учащихся, но и самой идеологии профильного обучения, нацеленной на реализацию исследовательской и проектировочной деятельности учащихся;

- неразработанность применительно к учебным предметам концепций профильного обучения приводит к отсутствию в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, соответствующего методического обеспечения: рекомендаций к урокам, дидактических материалов, сборников заданий и т.д.

В-третьих, при реализации направления эксперимента по здоровьесберегающей деятельности многие школы сформировали достаточно оригинальные и адекватные своей специфике модели деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В то же время определились следующие проблемы:

1. Реализуемые образовательными учреждениями формы здоровьесберегающей деятельности недостаточно согласованы с деятельностью школы в рамках эксперимента: перспективным является отработка понятийного аппарата, построение и реализация моделей экспериментальной деятельности, в которых здоровьесбережение являлось необходимым системным компонентом.

2. Предъявляемый опыт работы школ связан прежде всего с деятельностью специалистов службы сопровождения (психологов, валеологов, социальных педагогов и т.п.), а также с физкультурно-оздоровительной деятельностью, но не с учителями-экспериментаторами. Анкетирование педагогов экспериментальных классов показало, что уровень их готовности к здоровьесберегающей деятельности ниже, чем в среднем по городу.

3. Экспериментальная деятельность школ (и мониторинг эксперимента) практически не обеспечивают такое направление, как повышение личностной готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Причины отмеченных проблем, на наш взгляд, связаны с недостаточным вниманием учителей-экспериментаторов к здоровьесберегающей деятельности в широком смысле, включая и собственное здоровье, с отсутствием у большинства педагогов необходимых умений для ее реализации.


Координаторы эксперимента
П.А.Баранов
Е.М.Копытко




Официальный

электронный текст
ИПС "Кодекс"



Текст документа сверен по:

рассылка