ОУ, участвующие в | Приоритетные направления эксперимента | ||
эксперименте | 1 | 2 | 3 |
280 | + | + | |
89 | + | + | |
244 | + | + | + |
455 | + | + | + |
507 | + | + | + |
206 | + | + | |
33 | + | + | |
116 | + | + | |
421 | + | + | |
91 | + | + | |
Итого: 10 | 5(50%) | 9(90%) | 9(90%) |
В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие тенденции:
Во-первых, введение новых предметов (информатика, иностранные языки) оказалось недостаточно гармоничным, поскольку не всегда удается установить необходимые связи с другими, ставшими уже традиционными, предметами на уровне содержания и требований. Это обусловлено тем, что новые предметы ведут другие учителя, а также недостаточно отработанными методиками обучения иностранного языка в начальной школе и несовершенством предлагаемых к апробации учебников и УМК.
Во-вторых, при реализации профильного обучения наряду с появлением элементов оригинальных моделей, дифференцированных по профилям, следует выделить ряд проблем:
1) структура содержания профильного обучения является недостаточно оптимальной с точки зрения учета индивидуальных потребностей учащихся. Так, отсутствует научно обоснованный баланс между различными курсами, комбинация которых образует тот или иной профиль. Не отработаны элективные курсы, которые в большинстве своем направлены на дальнейшее углубление или расширение профильных знаний, но, к сожалению, не ориентированы на компенсаторную функцию или удовлетворение индивидуального познавательного интереса школьника;
2) практически отсутствует работа по конструированию индивидуальной образовательной траектории ученика, связанная с правом на выбор (или отказ от выбора) форм учебной деятельности, включая самостоятельную работу в библиотеке, архиве, лаборатории и т.д.;
3) существующие инструктивные документы в области итоговой аттестации выпускников во многом противоречат движению школ по созданию модели профильного обучения, поскольку отсутствует на уровне норматива дифференциация требований, предъявляемых к уровню подготовки ученика;
4) предпрофильное обучение (9 класс) не стало еще предметом эксперимента для большинства образовательных учреждений, что во многом осложняет процесс комплектования профильных классов из-за отсутствия обоснованного выбора выпускниками основной школы того или иного профиля. Несформированность интересов девятиклассников снижает эффективность работы по конструированию модели профильного обучения в 10-11 классах;
5) учителя, работающие в профильных классах, не владеют образовательными технологиями, адекватными довузовской подготовке, в частности методикой организации проектной и исследовательской деятельности.
Наличие указанных проблем, выявленных в ходе эксперимента, обусловлено причинами теоретико-методологического и содержательного характера:
- на уровне общей концепции профильного обучения нет четкого определения понятий "профильное" и "углубленное", что позволяет по-разному трактовать их содержание субъектами эксперимента, а следовательно, по-разному оценивать конструируемые школами модели профильного обучения и его эффективность;
- рекомендованные Министерством образования РФ учебники и учебные пособия не адекватны не только требованиям, предъявляемым к профильному уровню подготовки учащихся, но и самой идеологии профильного обучения, нацеленной на реализацию исследовательской и проектировочной деятельности учащихся;
- неразработанность применительно к учебным предметам концепций профильного обучения приводит к отсутствию в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, соответствующего методического обеспечения: рекомендаций к урокам, дидактических материалов, сборников заданий и т.д.
В-третьих, при реализации направления эксперимента по здоровьесберегающей деятельности многие школы сформировали достаточно оригинальные и адекватные своей специфике модели деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В то же время определились следующие проблемы:
1. Реализуемые образовательными учреждениями формы здоровьесберегающей деятельности недостаточно согласованы с деятельностью школы в рамках эксперимента: перспективным является отработка понятийного аппарата, построение и реализация моделей экспериментальной деятельности, в которых здоровьесбережение являлось необходимым системным компонентом.
2. Предъявляемый опыт работы школ связан прежде всего с деятельностью специалистов службы сопровождения (психологов, валеологов, социальных педагогов и т.п.), а также с физкультурно-оздоровительной деятельностью, но не с учителями-экспериментаторами. Анкетирование педагогов экспериментальных классов показало, что уровень их готовности к здоровьесберегающей деятельности ниже, чем в среднем по городу.
3. Экспериментальная деятельность школ (и мониторинг эксперимента) практически не обеспечивают такое направление, как повышение личностной готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Причины отмеченных проблем, на наш взгляд, связаны с недостаточным вниманием учителей-экспериментаторов к здоровьесберегающей деятельности в широком смысле, включая и собственное здоровье, с отсутствием у большинства педагогов необходимых умений для ее реализации.
Координаторы эксперимента
П.А.Баранов
Е.М.Копытко
Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"
Текст документа сверен по:
рассылка