Действующий

О проведении в Санкт-Петербурге в 2003/2004 учебном году федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

Таблица 1

Общее к-во

I ступень (2 кл.)

III ступень (11 кл.)

ОУ, участвующих в эксперим.

Вариант уч. плана

Вариант УМК

Кол-во учащихся

Вариант уч. плана

Профиль обучения

Количество учащихся

280

1

2100

26

1

общеобр.

21

89

2

2100

29

2

физ.-мат.

30

244

2

Сист. Занкова

30

2

физ.-мат.

30

455

2

Гармония

24

2

физ.-мат.

24

507

2

Гармония

26

2

соц.-эк.

29

206

2

2100

29

2

гуманит.

31

33

2

Гармония

24

3

гуманит.

32

116

2

2100

24

3

гуманит.

30

421

3

Гармония

30

3

технич.

30

91

3

Школа XXI века

26

3

естеств.-научный

30


Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о реальной возможности в перспективе дать сравнительную оценку эффективности моделей обучения на начальной и старшей ступенях, поскольку опытно-экспериментальная работа связана с апробацией всех трех вариантов учебных планов (применительно к начальной школе: 1 ОУ - апробирует первый вариант: 7 - второй; 2 - третий; применительно к средней школе: 1 ОУ - первый вариант; 5 - второй; 4 - третий), различных учебно-методических комплексов для начальной школы ("2100" - 4 ОУ; "Гармония" - 4 ОУ; "Школа XXI в." - 1 ОУ; "Система Занкова" - 1 ОУ), различных профилей обучения (физико-математический - 3 ОУ; гуманитарный - 3 ОУ; технический - 1 ОУ; естественно-научный - 1 ОУ; общеобразовательный - 1 ОУ; социально-экономический - 1 ОУ). Следует указать на то, что 4 школы (40%) выбрали для апробации третий вариант экспериментального базисного учебного плана, который считается новаторским и позволяет отработать принципиально новые подходы к конструированию содержания общего образования, усилив его ориентацию на удовлетворение познавательных запросов учащихся. Необходимо отметить, что корректировка концепции всего широкомасштабного эксперимента позитивно сказалась на работе образовательных учреждений, поскольку они получили право на свободу в творческой реализации по конструированию моделей обучения.

В целях совершенствования организационно-управленческих механизмов проведения эксперимента было подготовлено инструктивное письмо Комитета по образованию "Об основных подходах к составлению и финансированию учебных планов в образовательных учреждениях, участвующих в федеральном эксперименте по изменению структуры и содержания общего образования". Оно дало возможность руководителям ОУ и ТОУО поддержать основные направления экспериментальной деятельности.

Как и в прошлом учебном году, на базе СПбГУПМ для школьных координаторов федерального эксперимента работал ежемесячный семинар, на котором рассматривались актуальные вопросы экспериментальной деятельности и происходило согласование профессиональных позиций ее участников. Три занятия с координаторами были проведены на базе школ N 91, 116, 455, участвующих в эксперименте, что было признано эффективной формой повышения квалификации.

Учебные достижения учащихся в рамках эксперимента отслеживались Центром мониторинговых исследований СПбГУПМ (рук. Курлов В.Ф.) по графику, утвержденному Министерством образования Российской Федерации. В целях оптимизации валеологического сопровождения эксперимента на базе кафедры валеологии СПбГУПМ была создана проблемная группа (рук. Колесникова М.Г.), конкретизирующая стратегию здоровьесберегающего направления эксперимента применительно к петербургской системе образования.

Приоритетами в рамках федерального эксперимента в 2002/2003 учебном году выступали следующие:

1) изучение иностранного языка и информатики в начальной школе (со 2-го класса);

2) апробация профильного обучения в старшей школе (11 класс);

3) здоровьесберегающая деятельность в рамках образовательного процесса на I и III ступенях обучения.

Образовательные учреждения, участвующие в эксперименте, реализуя системный подход к организации образовательного процесса, отрабатывали все три приоритетных направления опытно-экспериментальной работы. Между тем каждое ОУ, исходя из имеющихся ресурсов, опыта участия в ОЭР, интереса участников эксперимента, осуществляло "специализацию" в контексте отмеченных направлений (см. табл.2). Ведущими применительно к петербургской школе оказались второе и третье направления, что, на наш взгляд, обусловлено существующими социокультурными и историческими традициями системы образования: академизм и высокие результаты обучения, опыт углубленного изучения ряда предметов, внимание к валеологическому сопровождению образовательного процесса.