Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ

от 23 сентября 2003 года N 1291

     

О проведении в Санкт-Петербурге в 2003/2004 учебном году
федерального эксперимента по совершенствованию структуры
и содержания общего образования


В соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования", постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 N 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, приказом Комитета по образованию от 27.09.2001 N 493 "Об организации в Санкт-Петербурге федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" с 1 сентября 2001 года в городе осуществляется эксперимент, в задачи которого входит повышение качества образования, разгрузка и обновление содержания, обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, введение современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно ориентированное обучение, деятельностный и компетентностный подходы.

Принимая во внимание актуальность и значимость проводимой в ходе эксперимента работы,

приказываю:

1. Продолжить в 2003/2004 учебном году проведение в Санкт-Петербурге широкомасштабного федерального эксперимента по изменению структуры и содержания общего образования.

2. Расширить список общеобразовательных учреждений - участников широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, включив в него общеобразовательные учреждения N 19, 619, 466, участвовавшие в реализации проекта Министерства образования Российской Федерации и Национального фонда подготовки кадров "Модернизация содержания образования: перспективные разработки" согласно приложению 1.

Основание:

1. Письмо Министерства образования РФ от 13.02.2003 N 03-51-27 ин/1303.

2. Письма согласования руководителей ТОУО Василеостровского, Калининского, Курортного районов.

3. Утвердить аналитическую справку о промежуточных результатах федерального эксперимента по изменению структуры и содержания общего образования (приложение 2).

4. Подтвердить полномочия по координации вышеназванного федерального эксперимента:

от Комитета по образованию:

- Копытко Е.М., главного специалиста отдела лицензирования, аттестации, аккредитации и учредительства;

от Академии постдипломного педагогического образования:

- Баранова П.А., заведующего кабинетом истории и социально-политических дисциплин, к.п.н., доцента, заслуженного учителя РФ.

5. Академии постдипломного педагогического образования (Воронцовой В.Г.) продолжить работу по научно-методическому сопровождению эксперимента в соответствии с полномочиями, определенными Положением о порядке проведения федерального эксперимента по изменению структуры и содержания общего образования в Санкт-Петербурге на период 2002-2006 гг. (распоряжение Комитета по образованию от 08.07.2002 N 36-р).

6. Руководителям территориальных органов управления образованием оказывать необходимую организационную и финансовую поддержку подведомственным учреждениям, участвующим в эксперименте, в соответствии с полномочиями, определенными вышеназванным Положением.

7. Считать утратившим силу п.п.4-10 приказа Комитета по образованию от 27.09.2001 N 493 "Об организации в Санкт-Петербурге федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования".

8. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Председатель Комитета
Т.И.Голубева

     

     

Приложение [1]
к приказу
Комитета по образованию
от 23.09.2003 N 1291

     

Список
общеобразовательных учреждений - участников
широкомасштабного федерального эксперимента
по совершенствованию структуры
и содержания общего образования

N п/п

Полное наименование общеобразовательного учреждения

Полный адрес общеобразовательного учреждения

Ф.И.О. директора общеобразовательного учреждения

1

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 280 Адмиралтейского административного района

198103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д.52

Щенников Леонид Иванович

2

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 33 с углубленным изучением немецкого языка Василеостровского административного района

199226, Санкт-Петербург, Морская наб., 15/2

Рыбакова Валентина Николаевна

3

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 89 Калининского административного района

195265, Санкт-Петербург, ул.Черкасова, д.8, к.2

Бартновская Валерия Васильевна

4

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 244 Кировского административного района Санкт-Петербурга

198260, Санкт-Петербург, пр.Ветеранов, д.80

Тарасюк Светлана Михайловна

5

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 455 с углубленным изучением английского языка Колпинского административного района Санкт-Петербурга

196655, Санкт-Петербург, Колпино, ул.Тверская, д.13

Дубовская Мария Ивановна

6

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 507 Московского административного района Санкт-Петербурга

196070, Санкт-Петербург, Московский пр., д.169

Капедрина Нина Николаевна

7

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 91 Петроградского административного района Санкт-Петербурга

197198, Санкт-Петербург, ул.Введенская, д.3

Васильева Татьяна Васильевна

8

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 421 Петродворцового административного района

198903, г.Пушкин, Санкт-Петербургское шоссе, д.10-а

Риехакайнен Игорь Альфредович

9

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия N 116 Приморского административного района

197343, Санкт-Петербург, ул.Новосибирская, д.16, к.2

Тесля Татьяна Аркадьевна

10

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 206 Центрального административного района

191002, Санкт-Петербург, наб.реки Фонтанка, д.62

Бачурина Татьяна Александровна

11

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 19 Василеостровского административного района

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д.54

Кирьянова Валентина Викторовна

12

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 466 Курортного административного района Санкт-Петербурга

197758, Санкт-Петербург, Сестрорецк, пос.Песочная, ул.Речная, д.24/26

Сиркия Татьяна Петровна

13

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 619 Калининского административного района Санкт-Петербурга

195274, Санкт-Петербург, ул.Демьяна Бедного, д.4, к.2

Байкова Ирина Григорьевна

     

     

Приложение 2
к приказу Комитета
по образованию
от 23.09.2003 N 1291

     

Аналитическая справка
о промежуточных результатах федерального эксперимента
по изменению структуры и содержания общего образования


В 2002/2003 учебном году состав образовательных учреждений, участвующих в эксперименте, в целом остался стабильным, что позволяет обеспечить преемственность в проведении эксперимента и получить репрезентативные данные. Из 11 образовательных учреждений, заявленных как экспериментальные площадки (см. табл.1), всего одна школа (N 568 Красносельского района) отказалась от дальнейшей экспериментальной работы, поскольку остались нерешенными вопросы материально-технического и финансового обеспечения, входящие в компетентность районных структур.

Таблица 1

Общее к-во

I ступень (2 кл.)

III ступень (11 кл.)

ОУ, участвующих в эксперим.

Вариант уч. плана

Вариант УМК

Кол-во учащихся

Вариант уч. плана

Профиль обучения

Количество учащихся

280

1

2100

26

1

общеобр.

21

89

2

2100

29

2

физ.-мат.

30

244

2

Сист. Занкова

30

2

физ.-мат.

30

455

2

Гармония

24

2

физ.-мат.

24

507

2

Гармония

26

2

соц.-эк.

29

206

2

2100

29

2

гуманит.

31

33

2

Гармония

24

3

гуманит.

32

116

2

2100

24

3

гуманит.

30

421

3

Гармония

30

3

технич.

30

91

3

Школа XXI века

26

3

естеств.-научный

30


Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о реальной возможности в перспективе дать сравнительную оценку эффективности моделей обучения на начальной и старшей ступенях, поскольку опытно-экспериментальная работа связана с апробацией всех трех вариантов учебных планов (применительно к начальной школе: 1 ОУ - апробирует первый вариант: 7 - второй; 2 - третий; применительно к средней школе: 1 ОУ - первый вариант; 5 - второй; 4 - третий), различных учебно-методических комплексов для начальной школы ("2100" - 4 ОУ; "Гармония" - 4 ОУ; "Школа XXI в." - 1 ОУ; "Система Занкова" - 1 ОУ), различных профилей обучения (физико-математический - 3 ОУ; гуманитарный - 3 ОУ; технический - 1 ОУ; естественно-научный - 1 ОУ; общеобразовательный - 1 ОУ; социально-экономический - 1 ОУ). Следует указать на то, что 4 школы (40%) выбрали для апробации третий вариант экспериментального базисного учебного плана, который считается новаторским и позволяет отработать принципиально новые подходы к конструированию содержания общего образования, усилив его ориентацию на удовлетворение познавательных запросов учащихся. Необходимо отметить, что корректировка концепции всего широкомасштабного эксперимента позитивно сказалась на работе образовательных учреждений, поскольку они получили право на свободу в творческой реализации по конструированию моделей обучения.

В целях совершенствования организационно-управленческих механизмов проведения эксперимента было подготовлено инструктивное письмо Комитета по образованию "Об основных подходах к составлению и финансированию учебных планов в образовательных учреждениях, участвующих в федеральном эксперименте по изменению структуры и содержания общего образования". Оно дало возможность руководителям ОУ и ТОУО поддержать основные направления экспериментальной деятельности.

Как и в прошлом учебном году, на базе СПбГУПМ для школьных координаторов федерального эксперимента работал ежемесячный семинар, на котором рассматривались актуальные вопросы экспериментальной деятельности и происходило согласование профессиональных позиций ее участников. Три занятия с координаторами были проведены на базе школ N 91, 116, 455, участвующих в эксперименте, что было признано эффективной формой повышения квалификации.

Учебные достижения учащихся в рамках эксперимента отслеживались Центром мониторинговых исследований СПбГУПМ (рук. Курлов В.Ф.) по графику, утвержденному Министерством образования Российской Федерации. В целях оптимизации валеологического сопровождения эксперимента на базе кафедры валеологии СПбГУПМ была создана проблемная группа (рук. Колесникова М.Г.), конкретизирующая стратегию здоровьесберегающего направления эксперимента применительно к петербургской системе образования.

Приоритетами в рамках федерального эксперимента в 2002/2003 учебном году выступали следующие:

1) изучение иностранного языка и информатики в начальной школе (со 2-го класса);

2) апробация профильного обучения в старшей школе (11 класс);

3) здоровьесберегающая деятельность в рамках образовательного процесса на I и III ступенях обучения.

Образовательные учреждения, участвующие в эксперименте, реализуя системный подход к организации образовательного процесса, отрабатывали все три приоритетных направления опытно-экспериментальной работы. Между тем каждое ОУ, исходя из имеющихся ресурсов, опыта участия в ОЭР, интереса участников эксперимента, осуществляло "специализацию" в контексте отмеченных направлений (см. табл.2). Ведущими применительно к петербургской школе оказались второе и третье направления, что, на наш взгляд, обусловлено существующими социокультурными и историческими традициями системы образования: академизм и высокие результаты обучения, опыт углубленного изучения ряда предметов, внимание к валеологическому сопровождению образовательного процесса.

Таблица 2

ОУ, участвующие в

Приоритетные направления эксперимента

эксперименте

1

2

3

280

+

+

89

+

+

244

+

+

+

455

+

+

+

507

+

+

+

206

+

+

33

+

+

116

+

+

421

+

+

91

+

+

Итого: 10

5(50%)

9(90%)

9(90%)


В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены следующие тенденции:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»