САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

     
РЕШЕНИЕ

от 4 октября 2002 года N 3-354/2002

     

[О признании Закона Санкт-Петербурга "О зоне
 экономического развития "Кронштадтская"
от 20.05.1999 N 108-20
и утвержденного им Положения
о зоне экономического развития "Кронштадтская"

недействующими и не подлежащими применению]



Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи … с участием прокурора … при секретаре … рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании Закона Санкт-Петербурга "О зоне экономического развития "Кронштадтская" от 20.05.1999 N 108-20 и утвержденного им Положения о зоне экономического развития "Кронштадтская" недействующими и не подлежащими применению

установил:

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании Закона Санкт-Петербурга от 20.05.1999 N 108-20 "О зоне экономического развития "Кронштадтская" и утвержденного статьей 3 этого же Закона Положения о зоне экономического развития "Кронштадтская" (далее - Положения) недействующими и не подлежащими применению, как противоречащих гражданскому и налоговому законодательству и принятых с нарушением компетенции, предоставленной Законодательному Собранию Санкт-Петербурга.

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга считают заявленные требования неправомерными и в удовлетворении их просят отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый Закон и утвержденное им Положение, являющееся его составной частью, не противоречат федеральному законодательству и приняты в пределах компетенции Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 оспариваемого Закона определено, что территория зоны экономического развития "Кронштадтская" включает территорию города Кронштадта, за исключением территорий, занимаемых военными частями и объектами Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что на территории зоны экономического развития "Кронштадтская" действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга с учетом особенностей, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга о зонах экономического развития.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения правовое регулирование хозяйственной деятельности на территории зоны определяется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 4.2 Положения порядок и условия ведения резидентом хозяйственной деятельности на территории зоны устанавливаются договором, заключенным между ним и органом Администрации Санкт-Петербурга, уполномоченным губернатором Санкт-Петербурга решать вопросы организации и контроля деятельности зон экономического развития.

Пунктом 5.1 Положения установлено, что резидентом зоны может стать любое российское или иностранное юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью на территории зоны, обязующееся выполнять требования настоящего Положения.

Условиями получения статуса резидента зоны являются: постановка юридического лица на учет государственной налоговой инспекцией по городу Кронштадту города Санкт-Петербурга; заключение юридическим лицом договора с уполномоченным органом о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны, предусматривающего обязательства резидента, в том числе по видам деятельности, направленным на реализацию программы и планов развития зоны, достижение целей и выполнение задач создания зоны.

Согласно пункту 5.3 Положения отмена статуса резидента осуществляется путем расторжения договора о ведении хозяйственной деятельности на территории зоны.

Статьей 4 обжалуемого Закона в Закон Санкт-Петербурга от 28.06.1995 N 81-11 "О налоговых льготах" внесено дополнение, согласно которому резидентам зоны экономического развития "Кронштадтская" предоставляется ряд налоговых льгот.

Как видно из изложенного, обжалуемым Законом, составной частью которого является Положение, создана зона экономического развития "Кронштадтская" и определены ее границы, установлено льготное налогообложение в пределах территории зоны, предусмотрен порядок приобретения статуса резидента зоны, имеющего право на получение налоговых льгот.

Проанализировав Закон и утвержденное им Положение по содержанию изложенных в них норм, суд считает, что они регулируют отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть относящиеся к предмету гражданского законодательства, находящегося в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, часть 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).

В нарушение принципов единства экономического пространства Российской Федерации и равенства условий хозяйственной деятельности всех субъектов законодательным актом субъекта Российской Федерации на определенной территории установлен особый режим хозяйствования, при котором налоговые льготы предоставляются юридическим лицам, заключившим договор, направленный на реализацию планов развития зоны, в отличие от хозяйствующих субъектов, не заключивших такие договоры, в силу чего не имеющих налоговых льгот.

Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации, приняв обжалуемый Закон, превысил свою компетенцию и вторгся в сферу ведения Российской Федерации.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что в оспариваемом Законе не регулируются отношения, относящиеся к предмету гражданского законодательства, противоречат материалам дела.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что льготы, устанавливаемые оспариваемым Законом, не являются индивидуальными, также неправомерны.

Из обжалуемого Закона следует, что основанием для приобретения статуса резидента зоны (то есть основанием для получения налоговых льгот) является обязательное заключение юридическим лицом индивидуального гражданско-правового договора, определяющего порядок и условия ведения резидентом хозяйственной деятельности на территории зоны. Прекращение действия такого договора является основанием для отмены налоговых льгот.

Следовательно, налоговые льготы предоставляются юридическим лицам и изымаются у них в индивидуальном порядке, что противоречит ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера.

При таких обстоятельствах не могут приняты во внимание ссылки представителя губернатора Санкт-Петербурга на пункты 1, 2 статьи 40, статью 43, пункт 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подтверждающие, по мнению представителя губернатора Санкт-Петербурга, правомерность оспариваемого Закона, поскольку они фактически, по мнению суда, основаны лишь на неправильном понимании норм названного Кодекса.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:

Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.

Признать Закон Санкт-Петербурга "О зоне экономического развития "Кронштадтская" от 20.05.1999 N 108-20 и утвержденное им Положение о зоне экономического развития "Кронштадтская" недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд Российской Федерации.



Текст документа сверен по:

рассылка