ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2003 года N 10


О концепции развития территории, примыкающей к зоне
 кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга


Рассмотрев предложения Комитета по градостроительству и архитектуре по развитию территории, примыкающей к зоне кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга

решило:

1. Одобрить основные положения разработанной Комитетом по градостроительству и архитектуре концепции развития территории, примыкающей к зоне кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (далее - Концепция), в границах согласно приложению.

2. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре подготовить и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга предложения по реализации Концепции в трехмесячный срок после одобрения Правительством Санкт-Петербурга концепции генерального плана развития Санкт-Петербурга.

3. Комитету по градостроительству и архитектуре при разработке генерального плана развития Санкт-Петербурга учитывать материалы Концепции.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Ветлугина С.Ю.

  Губернатор Санкт-Петербурга -
      председатель Правительства
      Санкт-Петербурга
      В.А.Яковлев

     

Приложение
к постановлению Правительства
от 20.03.2003 N 10

     

Концепция развития территории, примыкающей к зоне
кольцевой автомобильной дороги (КАД)

     

Основные положения

Кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью девятого транспортного коридора. Ее реализация позволит не только решить политические, экономические и социальные проблемы Северо-Западного региона России, а также проблемы функционирования городской и региональной автодорожной сети, но и будет способствовать интенсивному освоению прилегающих территорий города и Ленинградской области за счет внешних инвестиций и, соответственно, будет способствовать их экономическому росту.

Концепция развития территории, примыкающей к зоне кольцевой автомобильной дороги (КАД) и находящейся в зоне ее влияния, разработана с целью определения возможностей функционального использования территорий, подверженных преобразованиям в связи с реализацией КАД, а также для стимулирования инвестиционных проектов терминально-транспортной и сопутствующей общественной инфраструктур и выноса из центральных районов города грузообразующих предприятий и организаций и производств высокого класса вредности.

Установление границ зоны влияния трассы обусловлено характеристиками территории ее прохождения и прилегающих территорий (их функциональным использованием, землепользованием, наличием транспортной инфраструктуры, связанной с КАД, способствующим их преобразованию), а также возможным планово-высотным положением собственно магистрали и транспортных узлов на пересечении с автодорогами и железнодорожными линиями, исходящими из города. Приведенные границы зоны включают территории и объекты, находящиеся непосредственно вблизи трассы и требующие реконструкции, модернизации или перепрофилирования, а также и функционально связанные с нею - находящиеся в зоне транспортного тяготения.

Границы зоны влияния трассы на территории Ленинградской области установлены с учетом предложений специалистов Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области.

Границы зоны влияния трассы на участке, где плановое положение магистрали совмещается с положением Западного скоростного диаметра, приняты с учетом коридора влияния трассы ЗСД.

     

Современное использование территорий в зоне влияния КАД


Суммарная площадь территории в границах зоны влияния КАД составляет 64252 га, в том числе:

- в административных границах города расположено 38617 га территории, что составляет 60% площади зоны; в том числе:

площадь акватории составляет 2912 га, или 8% площади зоны влияния в границах города;

- в административных границах области расположено 25635 га территории, что составляет 40% площади зоны.

Площадь неиспользуемой территории в административных границах города в зоне влияния КАД достигает 4253 га, что составляет 12% территории.

Основными элементами современного функционального использования городских территорий (без учета акватории) являются:

- зеленые насаждения общего пользования, представленные в основном лесопарками, занимающие территорию площадью 9032,4 га, что составляет 25% площади территории;

- земли сельскохозяйственного использования, занимающие территорию площадью 7330 га, что составляет 21% площади территории;

- улично-дорожная сеть, включающая технологическую дорогу по дамбе защитных сооружений, занимающая территорию площадью 4591 га, что составляет 12% площади территории;

- транспортная инфраструктура, включающая транспортные терминалы, объекты автосервиса и земли внешнего транспорта, занимающая территорию площадью 2224,5 га, что составляет 6% площади территории;

- жилая застройка, включающая территории садоводческих товариществ, занимающая территорию площадью 2197,5 га, что составляет 6% площади территории;

- зеленые насаждения ограниченного пользования (леса), занимающие территорию площадью 1483,2 га, что составляет 4% площади территории;

- коммунально-складские объекты, занимающие территорию площадью 1201,4 га, что составляет 3% площади территории;

- инженерная инфраструктура, включающая территории магистральных инженерных сетей, занимающая территорию площадью 1132 га, что составляет 3% площади территории;

- земли Министерства обороны, занимающие территорию площадью 1049,5 га, что составляет 3% площади территории;

- промышленные предприятия, занимающие территорию площадью 808,4 га, что составляет 2% площади территории;

- общественная застройка, занимающая территорию площадью 402,3 га, что составляет 1% площади территории.

Тридцать процентов застроенной территории не учтено в государственном земельном кадастре.

Распределение учтенных земельных участков по видам пользования следующее:

- право собственности - 286 земельных участков, занимающих территорию площадью 7255,3 га, что составляет 63% территории зарегистрированных земельных участков, 19% территории, расположенной в административных границах города в зоне влияния КАД, и 44% застроенной территории, расположенной в административных границах города в зоне влияния КАД;

- право аренды - 386 земельных участков, занимающих территорию площадью 2213 га, что составляет 19% территории зарегистрированных земельных участков, 6% территории, расположенной в административных границах города в зоне влияния КАД, и 14% застроенной территории, расположенной в административных границах города в зоне влияния КАД;

- неизвестно (не указано в материалах КЗРиЗ) - 94 земельных участка, занимающих территорию площадью 1997,5 га, что составляет 17% территории зарегистрированных земельных участков, 5% территории, расположенной в административных границах города в зоне влияния КАД, и 12% застроенной территории, расположенной в административных границах города в зоне влияния КАД.

Проведенный анализ распределения земель по видам пользования демонстрирует наличие значительного территориального потенциала для формирования нового градообразующего пояса Санкт-Петербурга:

- территория в правовом отношении находится в земельном запасе города;

- территория, предоставленная арендаторам на праве краткосрочной аренды (функционирование объектов возможно до начала освоения территории в соответствии с разработанной и утвержденной градостроительной документацией);

- территория сельскохозяйственного использования (независимо от права пользования).

В настоящее время большинство территорий, подверженных влиянию КАД, находятся в зонах с невысокой и низкой градостроительной ценностью территорий.

Несмотря на значительное различие по современному использованию, степени урбанизированности, градостроительной значимости, природно-экологическим условиям и т.д., территории в зоне влияния КАД имеют ряд общих планировочных характеристик.

Так, все территории, расположенные в зонах пересечения КАД с магистралями федерального и республиканского значения, являются въездными в город зонами и требуют соответствующего подхода к функциональному использованию и архитектурно-планировочному решению. Здесь необходимо размещение въездных сервисных комплексов, включающих обслуживание транзитных автомобильных потоков, с размещением мотелей, гостиниц и др. объектов сервиса.

Пересечение кольцевой автодороги с этими магистралями, а также с проектируемой трассой Западного скоростного диаметра создает предпосылки к размещению в районах автотранспортных развязок объектов транспортной инфраструктуры, связанных с перегрузкой и частичной переработкой внешних грузов, перераспределяющих грузовые потоки и препятствующих транзиту через город большегрузного транспорта (логистических терминальных транспортных комплексов).

Территории в пределах установленной по расчету санитарно-защитной зоны КАД не подлежат жилой застройке.

     

1. Современное использование территорий в зоне влияния КАД
в пределах северного реализованного участка магистрали


На этом участке зона влияния магистрали проходит по лесопарковым территориям юго-западной части Карельского перешейка. Территория слабо урбанизирована и не пересекается магистралями (Приморское и Выборгское шоссе проходят по границам зоны).

Рассматриваемая в настоящей работе территория расположена во II зоне проектируемого округа санитарной охраны федерального курорта "Карельский перешеек".

Часть территорий в зоне влияния КАД находится в зонах охраны памятников КГИОП (Шуваловский парк, усадьба в Осиновой Роще) и охраняемого ландшафта (п.Парголово), что накладывает ограничения на их развитие.

Дополнительные ограничения создаются наличием аэродромов в п.Горская и п.Левашово, в зоны подлета и шумовые зоны которых попадает часть территорий в зоне влияния КАД на данном участке, а также СЗЗ Северного кладбища и полигона ТБО в Новоселках.

В последние годы территории в р-не п.Горская все активнее осваиваются как районы постоянного проживания, учитывая их хорошую транспортную доступность до центра города (Приморское шоссе). Аналогичная ситуация складывается в р-не п.Парголово и п.Левашово, через которые проходит Выборгское шоссе.

Пересечение кольцевой автодороги с магистралями федерального значения -Приморским и Выборгским шоссе, а также с проектируемой трассой Западного скоростного диаметра создает предпосылки к размещению в районах развязок объектов транспортной инфраструктуры (въездных сервисных и логистических терминальных транспортных комплексов).

Наличие портово-перегрузочного комплекса и ж/д подходов активизирует развитие аналогичных функций в р-не п.Горская.

     

2. Современное использование территорий в зоне влияния КАД
в пределах восточного полукольца

2.1. От пересечения с Приозерским шоссе до а/д на Матоксу КАД проходит вдоль границ г.Санкт-Петербурга (Выборгский и Калининский р-ны). Городские территории, находящиеся в зоне влияния, в значительной степени освоены (промзона "Парнас"). Незначительные резервы территорий могут быть использованы только для развития нежилых функций в связи с расположением в пределах промзоны и СЗЗ от ж/д и КАД.

2.2. От пересечения с а/д на Матоксу до пересечения с перспективным продолжением Ириновского пр. (Красногвардейский район). Северная часть рассматриваемого района слабо урбанизирована. Отрезанная от города Приозерским и Ириновским ж/д направлениями, она занята в основном с/х землями САОЗТ "Ручьи".

Основным ограничением для развития данных территорий является воздействие спецобъектов войсковой части N 71403, НИИ "Поиск" и испытательного полигона войсковой части N 33491, примыкающих к границам города с востока, а также территорий завода "Краснознаменец". В настоящее время практически вся рассматриваемая на данном участке территория находится в зоне запрещения строительства от спецобъектов. Сроки перебазирования спецобъектов в настоящий момент точно не определены.

Ограничением по использованию территории для производственного и селитебного освоения является запрещение строительства в зоне подлета от аэропорта "Ржевка", наличие береговых и водоохранных зон р.р.Охта, Лубья и их притоков. Водоохранные и береговые зоны рек составляют соответственно: Охты - 30 м и 15 м, Лубьи - 20 м и 15 м, Лапки и ручьев - 15 м и 10 м.

По территории округа проходят транзитные ЛЭП 330, 220 и 110 кВ и нефтепродуктопровод (охранная зона 50 м), идущий к нефтебазе "Ручьи".

2.3. От пересечения с перспективным продолжением Ириновского пр. до моста через Неву КАД проходит по территории Ленинградской области (Всеволожский р-н).

Значительную часть территорий в зоне влияния КАД составляет лесопарковая зона города (Жерновское лесничество и учебный парклесхоз "Охтинский", Кудровское лесничество, Невский лесопарк). Территории учебного парклесхоза "Охтинский" являются постоянной натурной базой для проведения практической и научной работы. Леса относятся к I группе лесов и к лесопарковой зоне города с охранным режимом эксплуатации.

2.4. От моста через Неву до пересечения с а/д М-11 "Нарва" на Таллин (узел 8 -узел 5) КАД проходит по территориям Санкт-Петербурга (Невский, Московский и Пушкинский р-ны) и Ленинградской области (Гатчинский р-н). Северная часть зоны, расположенная вдоль южного ж/д полукольца, представляет собой промышленный пояс, включающий нежилые зоны "Обухово", "Рыбацкое", "Шушары", "Предпортовая-1", "Предпортовая-2" и формирующуюся нежилую зону "Пулково". В южной части зоны влияния КАД на данном участке расположены аэропорт "Пулково" и земли с/х назначения АО "Шушары" и "Предпортовый", значительная часть которых находится в собственности.

Основными ограничениями для развития территорий на данном участке является воздействие аэропорта (зоны подлета и превышения по шумовому воздействию), а также зона запрещения строительства Пулковской астрономической обсерватории и СЗЗ с/х производственных объектов.

Пересечение кольцевой автодороги с основными входящими в город магистралями федерального значения юго-восточного и южного направлений - автодорогами "Россия" и "Санкт-Петербург - Псков" создает предпосылки к размещению объектов транспортной инфраструктуры (въездных сервисных и логистических терминальных транспортных комплексов).

3. Современное использование территорий
в зоне влияния КАД в пределах южного участка


От пересечения с а/д М-11 "Нарва" на Таллин до а/д на "1 Мая" у южного корня комплекса защитных сооружений (узел 5 - узел 1а) КАД проходит большей частью по территории Ленинградской области.

Городские территории в р-не пересечения с Таллинским шоссе представлены нежилыми зонами "Юго-Западная" и "Волхонка". В западной части в зоне влияния КАД находится почти вся территория г.Ломоносова.

Территории Ленинградской области и г.Ломоносова, подверженные преобразованию в связи с реализацией кольцевой автодороги, на данном участке имеют значительные ограничения по развитию, т.к. входят в состав объединенной охранной зоны исторических парков южного побережья, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта ("Проект зон охраны памятников истории и культуры Ломоносова - Петродворца - Стрельны", ЛенНИПИгенплана, 1989 г.).

     

4. Современное использование территорий в зоне
влияния КАД в пределах дамбы КЗС (западный участок)


От пересечения с а/д на "1 Мая" у южного корня комплекса защитных сооружений в Бронке до Приморского шоссе в п.Горская (узел 1a - узел 17а) КАД проходит по территории промышленно-портовой зоны, включающей комплексы в р-не ж/д ст.Бронка и п.Горская и территории западной части г.Кронштадта и западной части о.Котлин.

Значительная часть территорий промышленно-портовой зоны портовых комплексов, расположенных в районе дамбы КЗС, занята в настоящее время строительными площадками КЗС. Директивные сроки завершения строительства КЗС еще не установлены. Однако в увязке с проектом строительства КАД можно предположить, что к 2010 году строительные площадки КЗС смогут использоваться в соответствии с функциональным назначением промышленно-портовой зоны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»