Действующий

     
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 1 апреля 2002 года Дело N 3-89


[О признании недействующим и не подлежащим применению Закона
Санкт-Петербурга "О туристско-рекреационной зоне экономического
развития "Царскосельская"
]

___________________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.06.2002 N 78-Г02-2 решение оставлено без изменения.

___________________________________________________



Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи … при секретаре … с участием прокурора … рассмотрев в открытом судебном заседании 1 апреля 2002 года дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Санкт-Петербурга "О туристско-рекреационной зоне экономического развития "Царскосельская",

установил:

4 октября 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 23 октября 2000 года губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 501-60 "О туристско-рекреационной зоне экономического развития "Царскосельская", статьей 4 которого утверждено Положение о туристско-рекреационной зоне экономического развития "Царскосельская", согласно приложению (л.д.15-18).

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит признать данный Закон недействующим и не подлежащим применению как противоречащий гражданскому и налоговому законодательству и принятый с нарушением компетенции, предоставленной Законодательному Собранию Санкт-Петербурга.

В обоснование заявления указывает, что Закон и утвержденное им Положение регулируют вопросы предпринимательской деятельности, которая относится к области гражданского законодательства и находится в ведении Российской Федерации. Субъекту Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено право установления особых режимов предпринимательской деятельности на его отдельных территориях, поэтому Закон находится в противоречии с п.п.1, 2 ст.3 и ч.3 п.1 ст.2 ГК РФ. Кроме того, он противоречит ч.2 п.1 ст.56 Налогового кодекса РФ, поскольку устанавливает индивидуальные налоговые льготы для юридических лиц, заключивших договоры с Администрацией Санкт-Петербурга на ведение хозяйственной деятельности на территории зоны.

Также, по мнению прокурора, Закон нарушает конституционные принципы единого экономического пространства и равенства условий хозяйственной деятельности для всех ее субъектов.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражает, указывая, что Закон не устанавливает особого режима предпринимательской деятельности, а создает зону экономического развития с предоставлением лицам, участвующим в развитии зоны, налоговых льгот. Эти льготы не носят индивидуального характера, т.к. предоставлены отдельной категории налогоплательщиков - юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность по реализации программы развития зоны "Царскосельская". Установление льгот по налогам и сборам, регулирование которых отнесено к компетенции Законодательного Собрания, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, является полномочием законодательного органа субъекта Российской Федерации и соответствует нормам Налогового кодекса РФ.

Губернатор Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражает, указывая, что федеральным законодательством Санкт-Петербургу предоставлено право самостоятельно предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы, что и было сделано обжалуемым Законом при освобождении отдельной категории налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих реализацию программы туристско-рекреационной зоны экономического развития "Царскосельская", от уплаты налогов, сборов и платежей в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга. Возможность существования территориальных зон с особым правовым режимом использования земельных участков предусмотрена Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" (ст.1), а наличие территориальных зон рекреационного использования - Градостроительным кодексом РФ (ст.40 п.1).

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, обжалуемым Законом создана туристско-рекреационная зона экономического развития "Царскосельская", находящаяся в границах Пушкинского и Павловского административных районов Санкт-Петербурга, утверждено Положение об этой зоне, внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах", в соответствии с которыми юридическим лицам (резидентам), осуществляющим реализацию Программы зоны, предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты всех налогов, сборов и платежей в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга.

В силу Закона и Положения зона создается на срок реализации утвержденной Администрацией Санкт-Петербурга Программы, но не менее чем на 10 лет, в пределах ее территории действует льготное налогообложение, распространяющееся только на деятельность юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, направленную на реализацию Программы, и имеющих статус резидента (ст.3 Закона, п.п.1.3, 1.4). Резидентом зоны может стать любое российское юридическое лицо, заключившее договор, направленный на реализацию планов развития зоны, обязующееся выполнять Положение, решения администрации зоны и уплачивающее налоги по месту расположения зоны (п.5.1). Статус резидента и право на получение налоговых льгот присваиваются при условии постановки юридического лица на учет в Управлении Министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу и заключения договора (п.5.3). Льготный налоговый режим для резидентов зоны предусматривает освобождение от уплаты всех налогов, сборов и платежей в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, на 7 лет со дня получения статуса (п.6.2).

Анализируя содержание Закона и Положения как его части, суд приходит к выводу, что они регулируют отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, т.е. относящиеся к предмету гражданского законодательства (ч.3 п.1 ст.2 ГК РФ), и создают в Санкт-Петербурге территорию, в пределах которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности и действует льготное налогообложение.

Эта территория независимо от своего названия по сути является зоной экономического благоприятствования, в которой в целях привлечения инвестиций действует специальный налоговый режим, и имеет ряд характерных признаков особой экономической зоны, указанных, в частности, в Федеральном законе "Об особой экономической зоне в Магаданской области", регулирующем сходные правоотношения, а именно:

- наличие определенной в административных границах участка территории,

- отличный правовой режим хозяйственной деятельности на территории зоны (по договору между Администрацией и зарегистрированным юридическим лицом, имеющим особый статус и в связи с этим налоговые льготы),

- предоставление особого правового режима исключительно субъектам хозяйственной деятельности, получившим статус резидентов зоны.

Это видно и из п.1.1 Положения, согласно которому правовой основой создания туристско-рекреационной зоны экономического развития "Царскосельская" является Закон Санкт-Петербурга "О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге".

Согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Осуществлять самостоятельное правовое регулирование по предмету ведения собственно Российской Федерации субъект Российской Федерации не вправе. Федеральным законом субъекту РФ права устанавливать особый территориальный режим хозяйственной деятельности на отдельной территории Российской Федерации не предоставлено.

Придание определенной территории Российской Федерации статуса зоны, в пределах которой устанавливаются какие-либо особые условия хозяйственной и предпринимательской деятельности, возможно на основании акта федерального уровня, что вытекает из конституционных принципов единства экономического пространства и единой финансовой политики Российской Федерации, включающей единую налоговую систему (ст.ст.8, ч.1, 74, ч.2, 114, ч.1, п."б" Конституции РФ), а также из ст.23 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласно которой особый режим хозяйственной деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, Закон принят с превышением компетенции органов государственной власти субъекта РФ и находится в противоречии с п.1 ст.3 ГК РФ.

Возражения губернатора Санкт-Петербурга о правомерности существования зон с особым правовым режимом использования земельных участков и рекреационных зон не могут быть приняты во внимание, поскольку обжалуемый Закон регулирует иные отношения и из него не следует, что зона "Царскосельская" создается как территориальная земельная или градостроительная зона.

Доводы прокурора об индивидуальном характере установленных льгот по налогам и сборам суд находит неубедительными, поскольку в индивидуальном порядке налоговых льгот отдельным налогоплательщикам - юридическим лицам Закон не предоставляет, а вводит их для определенной категории плательщиков налогов и сборов, что соответствует понятию льготы и требованиям ст.56 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем суд считает, что Закон находится в противоречии с иными нормами налогового законодательства, а именно со ст.12, п.п.2, 4, и ст.18, корреспондирующимися со ст.56 Налогового кодекса РФ.

Законом установлены льготы по уплате всех, в том числе федеральных и местных, налогов и сборов, в части, направляемой в бюджет Санкт-Петербурга.

Однако в части федеральных и местных налогов это не является прерогативой субъекта Российской Федерации даже в пределах сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ, и льгота по ним может быть предоставлена исключительно законодательными актами Российской Федерации (п.2 ст.12 НК РФ). Налоговые льготы по местным налогам предоставляются представительными органами местного самоуправления при установлении местного налога (п.4 ст.12 НК РФ).

Введение на территории Пушкинского и Павловского административных районов особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени свидетельствует об установлении в этой зоне специального налогового режима. При этом в силу требований ст.18 НК РФ налоговые льготы должны определяться в порядке, предусмотренном НК РФ, т.е. с соблюдением вышеназванных положений ст.12 НК РФ.

Оценивая Закон и Положение как его часть на предмет соответствия федеральному законодательству, суд считает, что он должен быть признан недействующим и не подлежащим применению полностью, а не в части, поскольку иное означало бы признание правомерности создания туристско-рекреационной зоны экономического развития "Царскосельская".

С учетом изложенного заявление заместителя Генерального прокурора должно быть удовлетворено, а информация о данном решении опубликована через средство массовой информации (ст.35 Закона РФ "О средствах массовой информации").

Руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, суд решил:

Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.

Признать Закон Санкт-Петербурга "О туристско-рекреационной зоне экономического развития "Царскосельская" от 23 октября 2000 года N 501-60 недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении опубликовать в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный Закон.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья:
подпись




Текст документа сверен по:

рассылка