Удачное географическое положение, благоприятный инвестиционный климат привели к бурному росту строительной индустрии Санкт-Петербурга.
Очевидно, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация зданий, строений и сооружений оказывают прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Поэтому основной целью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области градостроительства является разработка комплексной схемы мероприятий по охране окружающей среды Санкт-Петербурга.
Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2002-2004 годах будут выдерживаться приоритеты в осуществлении таких наиболее важных для города проектов и программ федерального значения, как "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", "Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга", "Строительство моста через реку Неву", "Строительство защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений", "Строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Стачек с железнодорожными путями станции Автово" и др.
Развернулись работы по строительству в грузовом районе порта специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений мощностью 5 млн.т в год. Нефтяной терминал может увеличить объем перегрузки нефти до 15 млн.т в год.
В настоящее время развитие Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, одобренного постановлением Совета Министров СССР от 05.12.1987 N 1387. Во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга до 31.12.2003 должен быть разработан новый генеральный план развития Санкт-Петербурга.
Ключевой задачей генерального плана должна быть его увязка с ориентирами экологической безопасности Санкт-Петербурга. Это является важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в рамках которого градостроительная политика должна быть "подчинена" приоритетным принципам обеспечения экологической безопасности.
Комфортность условий проживания горожан в таком мегаполисе как Санкт-Петербург в большой степени зависит от уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду, особенно на озелененные территории. В связи с этим актуально освоение новых окраинных районов, разуплотнение городской застройки в центре города, с уменьшением нагрузки на озелененные территории. Сохранение эколого-градостроительного равновесия становится ключевой проблемой, что возможно только при активной "экологизации" градостроительной политики.
Совершенствование эколого-градостроительной деятельности требует упорядочения процесса государственной экологической экспертизы, в том числе корректировки нормативно-правовой базы для формирования заключений природоохранных органов, а также защиты экологических прав граждан при принятии и реализации градостроительных решений на территории города.
Первоочередными мерами для обеспечения экологической безопасности градостроительными методами являются:
- разработка комплексной схемы охраны окружающей среды Санкт-Петербурга;
- перебазирование, реформирование, ликвидация экологически опасных предприятий и организаций, расположенных в городе, и реабилитация освобождаемых территорий, в том числе путем озеленения;
- завершение строительства кольцевой автомобильной дороги;
- строительство западного скоростного диаметра;
- завершение строительства комплекса защитных сооружений;
- строительство многоэтажных наземных и подземных гаражей-стоянок для освобождения от автотранспорта дворовых пространств;
- разработка режима хозяйственной и другой деятельности в водоохранных зонах, закрепление границ водоохранных зон на местности;
- создание снежных свалок, обеспеченных современными методами очистки;
- экологизация жилищно-коммунального сектора городского хозяйства.