Действующий

Об Основных направлениях политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год

II.4. Экологический мониторинг


Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, источниками антропогенного воздействия, а также в целях обеспечения достоверной информацией, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменений состояния окружающей среды.

Государственный экологический мониторинг решает следующие задачи:

- организация единой системы сбора и обработки данных наблюдений; обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений; организация хранения данных наблюдений, ведение специальных банков и баз экологических данных;

- оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды;

- информационное обеспечение органов власти и управления комплексной информацией о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсах, а также населения информацией о проблемах обеспечения экологической безопасности.

За прошедшие годы исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга создан ряд систем и подсистем экологического мониторинга, включая:

- автоматизированную систему управления качеством воздуха в Санкт-Петербурге;

- систему мониторинга использования городских земель и землепользователей;

- автоматизированную систему контроля радиационной обстановки (АСКРО);

- систему мониторинга радиационного загрязнения территории города и др.

Создается городская информационная система для обеспечения контроля за обращением с отходами производства и потребления.

Информация от внедренных систем и подсистем экологического мониторинга поступает руководству города, в Главное управление ГОиЧС, в городской центр санитарно-эпидемиологического надзора, в другие заинтересованные организации, а также в средства массовой информации и населению.

Одновременно с системами, созданными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, на территории города функционируют системы экологического мониторинга федерального уровня, в том числе:

- государственная система мониторинга окружающей среды (атмосферы, поверхностных вод, почвы) и радиационной обстановки;

- государственная система мониторинга подземных вод и наблюдений за эндогенными геологическими процессами;

- государственная система мониторинга антропогенных источников и их воздействия;

- государственная система социально-гигиенического мониторинга.

Информация о состоянии окружающей среды и ее загрязнении является открытой и общедоступной. Основными задачами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области развития экологического мониторинга являются:

- дальнейшее развитие автоматизированной системы управления качеством воздуха в Санкт-Петербурге и автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;

- совершенствование системы мониторинга загрязнения городских почвогрунтов и системы мониторинга радиационного загрязнения территории города;

- создание автоматизированной сети наблюдений и контроля за качеством воды в реке Неве, реках и каналах города.