Волго-Балтийский водный путь соединяет реку Волгу с Балтийским морем и проходит через Рыбинское водохранилище до города Череповца, р.Шексну, Бело-зерский канал, р.Ковжу, Мариинский канал, р.Вытегру, Онежский канал, р.Свирь, Ладожское озеро и р.Неву.
На всей трассе и акваториях Волго-Балтийского водного пути наблюдается загрязнение вод нефтепродуктами. Наибольшее загрязнение испытывают Ладожское озеро, р.Нева и ее притоки, особенно в черте Санкт-Петербурга. Серьезными источниками загрязнения нефтепродуктами являются предприятия и организации, занимающиеся перевозкой и перевалкой нефтепродуктов. Многие суда, используемые для перевозки нефтепродуктов по Волго-Балтийскому водному пути, устарели, эксплуатируются более 20 лет, не отвечают современным требованиям экологической безопасности.
Техническое состояние нефтехранилищ предприятий Санкт-Петербурга, расположенных в водоохранных зонах притоков р.Невы, не отвечает требованиям безопасности, отмечаются случаи нарушения их герметичности. На этих предприятиях отсутствуют техническая документация на резервуары, планы локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, необходимые запасы технических средств и материалов для ликвидации загрязнений, производственный персонал не подготовлен к действиям в экстремальных ситуациях.
Количество аварийных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов на акватории, увеличивается год от года. В Санкт-Петербурге круглосуточно функционируют экологические аварийно-диспетчерские службы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на судоходной части акватории и по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на малых реках и каналах города. Создан и функционирует пункт по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в г.Кронштадте.
В целях организации взаимодействия служб разработан план операций по ликвидации разливов нефтепродуктов на р.Неве и водотоках города (план ЛАРН), которым предусмотрены мероприятия по составу сил и средств, направленные на обеспечение предупреждения, локализацию и ликвидацию нефтеразливов на акваториях и водных путях, подчиненных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга.
Для отработки взаимодействия городских аварийных служб ежегодно проводятся учения, на которых моделируются различные варианты работ по ликвидации нефтеразливов.
В целях предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на судоходных и несудоходных акваториях города актуальными являются следующие мероприятия:
- разработка новой редакции Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- ликвидация нефтехранилищ, расположенных в водоохранных объектах;
- разработка и внедрение автоматизированной системы контроля качества поверхностных вод на содержание нефти и нефтепродуктов в целях эффективного использования аварийно-диспетчерских служб города;
- укрепление материально-технической базы аварийно-диспетчерских служб по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на судоходной части акватории и по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на малых реках и каналах города, включая: строительство скоростного нефтесборщика, катеров бонопостановщиков; пункта по отмыву бонов и др.;
- ужесточение контроля лицензионных условий, связанных с хранением нефти и нефтепродуктов.