Действующий

Об Основных направлениях политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год

III.3.1. Утилизация и захоронение бытовых отходов


Стратегической целью Санкт-Петербурга является устранение слабых звеньев в цепи удаления отходов, изменение к лучшему ситуации с переработкой и захоронением отходов, предотвращение несанкционированного размещения отходов, стимулирование вторичного рынка использования отходов.

Также одной из основных задач городской экологической политики является поощрение всех видов предпринимательской деятельности по обращению с отходами, образующимися на территории Санкт-Петербурга.

Ежегодно на территории Санкт-Петербурга образуется более 5 млн.куб.м. твердых бытовых отходов. Из них примерно 60% образуется в домовладениях, остальная часть - это коммерческие отходы (отходы, образуемые в сфере малого бизнеса, торговле, строительных и промышленных предприятиях и организациях). Бытовые отходы вывозятся на три обустроенные полигона и заводы по механизированной переработке бытовых отходов МПБО-1 и МПБО-2. Примерно 30% бытовых отходов города перерабатывается на заводах МПБО-1 и МПБО-2. Два из трех полигонов города располагаются на территории области.

Ограниченная вместимость имеющихся полигонов по захоронению ТБО и сложность в организации новых полигонов в Ленинградской области требуют на ином качественном уровне решать проблемы санитарной очистки, прежде всего за счет ускоренного наращивания производственных мощностей по переработке и обезвреживанию ТБО с использованием современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Стремительный рост автомобильного парка города привел не только к нарастанию загрязнения атмосферного воздуха, но и к лавинообразному увеличению специфичных отходов от транспортных средств, которые не только захламляют территории селитебных и рекреационных зон, но в ряде случаев служат источниками загрязнения земель и водоемов токсичными веществами. При этом большинство отходов от автотранспортных средств (АТС) являются ценным источником вторичных материальных ресурсов, которые должны подвергаться рециклингу. Необходима разработка и принятие городом целевой программы регулирования сбора и утилизации выведенной из эксплуатации автотранспортной техники и отходов АТС, особенно от частного сектора.

Радикальное решение проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами требует проведения следующих мероприятий:

- разработки, принятия и внедрения Концепции обращения с отходами, исходя из приоритета их селективного сбора и переработки;

- реконструкции и расширения действующих заводов механизированной переработки бытовых отходов и строительства новых мусороперерабатывающих комплексов в соответствии с положениями Концепции;

- внедрения программы по селективному сбору твердых бытовых отходов;

- недопущения появления несанкционированных свалок и ликвидации существующих несанкционированных свалок с последующей рекультивацией территории, благоустройством пустырей на территориях общего пользования;

- совершенствования системы сбора и транспортировки ТБО, замены контейнерного хозяйства и подвижного состава;

- реконструкции действующих полигонов ТБО;

- развития городской информационной системы для обеспечения контроля за обращением с отходами производства и потребления с целью получения достоверной информации, отражающей номенклатуру, объемы образования и направления размещения отходов;

- совершенствования системы государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления;

- совершенствования системы экономического регулирования в области обращения с отходами;

- расширения номенклатуры перерабатываемых отходов и стимулирования развития рынка вторичных материалов и изделий из них, в том числе за счет преимущественной закупки для государственных нужд продукции, произведенной из вторичного сырья;

- разработки и принятия целевой программы регулирования сбора и утилизации выведенной из эксплуатации автотранспортной техники и отходов автотранспортной техники.