Основная цель политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности направлена на поддержание и повышение качества жизни населения, на стабилизацию и развитие экономики без увеличения нагрузки на окружающую среду - на переход от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.
В последние годы исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, организациями, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная организационная и практическая работа, направленная на решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, способствующая улучшению экологической ситуации в городе.
Однако предпринимаемые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга меры по стабилизации и оздоровлению среды обитания недостаточны и не привели пока к значительному эффекту. Основными причинами этого являются отсутствие единого комплексного подхода и координации в решении экологических проблем города у отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий, отсутствие реально действующего экономического механизма охраны окружающей среды, несовершенная организационная структура управления экологической деятельностью.
Введен в эксплуатацию первый в России завод по сжиганию осадков сточных вод на Центральной станции аэрации мощностью 250 т смешанного осадка в сутки, благодаря чему практически прекращен вывоз осадков сточных вод на Южный полигон. Активно ведутся работы по созданию предприятия по переработке промышленных токсичных отходов в пос.Красный Бор, строительству главного коллектора северной части города, строительству Юго-Западных очистных сооружений и подводящего к ним коллектора. Продолжаются работы по очистке рек и каналов в центре Санкт-Петербурга, укреплена материально-техническая база служб, обеспечивающих обслуживание водоемов и ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов на акваториях города. Реализуются природоохранные программы: "Чистый город", "Радиация", "Демеркуризация", "Диоксины", "Радон" и другие. Созданы сеть автоматизированного контроля радиационной обстановки Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АСКРО) и автоматизированная система контроля и управления качеством атмосферного воздуха, организована система сбора и утилизации отработанных люминесцентных ламп с объектов социальной сферы. С 2000 года в городе действует Информационный центр по работе с населением и общественными организациями. В 2001 году создана дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. Ведется большая работа по экологическому образованию и просвещению.
Однако анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в городе пока не произошло: слабо развита индустрия переработки бытовых и промышленных отходов; нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на сокращение объемов промышленного производства и резкое падение массы выбросов от промышленных предприятий, не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка города не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности; не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства. Совокупность комплекса этих проблем вызывает обеспокоенность горожан.
Разделение Ленинградского региона на два субъекта федерации - Санкт-Петербург и Ленинградская область, с экологической точки зрения негативным образом отразилось на сложившейся ситуации как для города, так и для области. Так, загрязнению подверглись зоны охраны источников питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга, утрачены тысячи гектаров зеленых насаждений в лесопарковом защитном поясе, стало возможным появление на территории Ленинградской области сотен свалок отходов, в основном несанкционированных.
Отмеченные выше недостатки требуют принятия конкретных мер, направленных на изменение ситуации, для чего необходимо сформировать основные принципы, на которых должна строиться политика Санкт-Петербурга в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также расставить приоритеты в направлениях развития города для реализации этих принципов.
Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности базируются на следующих основных принципах:
- Обеспечение экологической безопасности нынешнего и будущих поколений жителей Санкт-Петербурга.
- Подход к охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности не как к отдельной изолированной области деятельности, а как к составной части всех без исключения сфер городского хозяйства.
- Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и иных проектов на территории города.
- Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритет экологической безопасности.
- Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду только исходя из требований в области охраны окружающей среды.
- Использование наилучших из существующих технологий, с учетом экономических и социальных факторов, для обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду.
- Открытость и доступность экологической информации для населения города.
- Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Для реализации означенных принципов исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга определяются следующие приоритеты городского развития:
- Реализация предупредительных мероприятий, направленных на устранение причин ухудшения качества окружающей среды.
- Разработка прогнозов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, на основе экологических прогнозов.
- Совершенствование природоохранительного законодательства.
- Приоритет экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов на территории города.
- Повышение экологической безопасности предприятий города путем внедрения на них системы управления окружающей средой.
- Организация городской системы наблюдений за состоянием окружающей среды и контроля за источниками ее загрязнения с целью внедрения ее для управления хозяйственной деятельностью города.
- Объединение усилий органов государственной власти и субъектов хозяйствования с целью максимального внедрения принципов устойчивого развития.
- Согласованное решение задач экономического развития и экологической безопасности.
- Развитие и совершенствование экологопросветительской деятельности и непрерывного экологического образования для формирования экологически ответственного мировоззрения, горожан всех возрастов.
Реализация вышеустановленных принципов и приоритетов должна осуществляться путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов городской экологической политики, которая включает в себя развитие нормативно-правовой базы, экономический и финансовый механизмы, систему экологического мониторинга и контроля, а также проведение научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.