Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в Санкт-Петербурге и его пригородах.
Особенностью организации городских пассажирских перевозок является разделение на социальные перевозки транспортом общего пользования, осуществляющим в соответствии с действующим законодательством обслуживание льготных категорий пассажиров, и коммерческие перевозки транспортом общего пользования.
Государственное регулирование цен и тарифов на социальные пассажирские перевозки должно быть направлено на обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, осуществляющих социальные перевозки пассажиров, их развития в соответствии с комплексным планом развития транспортного комплекса города, повышения качества их услуг при условии обеспечения перевозок всех категорий пассажиров, пользующихся в соответствии с действующим законодательством правом льготного или бесплатного проезда.
Регулирование цен и тарифов на коммерческие пассажирские перевозки должно быть направлено на обеспечение условий расширения сети коммерческих маршрутов, развития конкуренции в этом виде перевозок, мотивацию к снижению затрат перевозчиков.
Организация социальных пассажирских перевозок и регулирование тарифов основывается на формировании оптимального объема перевозок пассажиров, включая перевозку пассажиров льготных категорий, в рамках государственного заказа Санкт-Петербурга на транспортное обслуживание населения.
Развитие маршрутной сети, обновление подвижного состава социальных перевозок должно осуществляться в рамках целевых адресных программ капитальных вложений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на базе программ развития и обновления организаций, осуществляющих социальные пассажирские перевозки.
Приоритетным направлением повышения эффективности и оптимизации социальных перевозок является организация учета и контроля движения транспорта на линии (движение строго по расписанию), учет перевезенных пассажиров и повышение эффективности сбора проездной платы.
Для подтверждения безусловности выполнения заказанных Санкт-Петербургом объемов социальных перевозок необходимо создание независимого городского диспетчерского управления, обладающего системой автоматического контроля за движением наземного городского транспорта на соответствие движения по маршруту и расписанию.
Для обеспечения учета и контроля пассажиропотока необходимо обеспечить организацию автоматизированного контроля пассажиров в городском наземном и пригородном пассажирском транспорте на основе современных технологий учета.
Кроме того, необходимо:
обеспечить граждан, пользующихся правом льготного или бесплатного проезда, проездными документами на электронной основе;
предусмотреть в бюджете Санкт-Петербурга средства на оплату проезда льготных категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда;
обеспечить законодательно утвержденный механизм компенсации расходов городского транспорта за перевозки населения, пользующегося правом бесплатного и льготного проезда.
Формирование тарифов на проезд в социальном пассажирском транспорте общего пользования основывается на четкой взаимосвязи объема транспортных услуг, размера бюджетного финансирования, количества перевезенных пассажиров и объемов сбора проездной платы на основании данных учета пассажиропотоков по категориям пассажиров (коэффициенте льготности - отклонение объемов сбора проездной платы от расчетного объема выручки по тарифам на разовую поездку и общего объема перевезенных пассажиров). Объем бюджетного финансирования определяется параллельно с формированием тарифов, исходя из необходимой и возможной доли покрытия себестоимости объема социальных перевозок на период регулирования за счет сбора проездной платы. При формировании тарифов необходимо учитывать дополнительные доходы транспортных организаций от прочих видов деятельности (реклама, предоставление в аренду собственных объектов, ремонтные работы).
Прогнозирование себестоимости производства транспортных работ на период регулирования осуществляется на основании индексации отдельных составляющих базовой себестоимости в соответствии с прогнозируемыми уровнями цен и тарифов, регулируемых на уровне Санкт-Петербурга (электрическая и тепловая энергия, водоснабжение).
По составляющим затрат, не связанным с государственным регулированием, прогнозирование изменения в течение периода регулирования осуществляется на основании прогнозных данных Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим отраслям (топливо, материалы, заработная плата).
Одним из механизмов снижения коэффициента льготности социальных перевозок является снижение льготности проездных документов длительного пользования путем гибкой маркетинговой политики и повышения эффективности их распространения, а также различные режимы применения базовых тарифов.
К таким перспективным мерам относятся:
- введение скидок за предварительное приобретение проездных документов, за неоднократное приобретение билетов длительного пользования;
- введение сезонных скидок в зимний и летний периоды года на проездные билеты длительного пользования для смягчения сезонных колебаний доходов предприятий городского пассажирского транспорта;
- введение дифференцированных цен на проезд в городском транспорте в зависимости от времени суток;
- введение зонной оплаты проезда на метрополитене.
Регулирование тарифов на коммерческие перевозки транспортом общего пользования необходимо осуществлять исходя из установления предельного уровня тарифа на одно посадочное место и 1 км маршрута. Предельный уровень тарифа формируется по среднестатистическим показателям эксплуатационных затрат коммерческих перевозчиков и регламентированному уровню рентабельности.
Допуск на рынок коммерческих перевозок должен осуществляться на правах открытого конкурса и быть ограничен исключительно техническими критериями, направленными на стимулирование повышения качества подвижного состава, обслуживающего коммерческие перевозки.