Действующий

О Концепции тарифной политики Санкт-Петербурга

5.1. Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга

К данному комплексу относятся организации, осуществляющие производство, транспортировку и сбыт тепловой и электрической энергии на территории Санкт-Петербурга, а также оказывающие услуги по водоснабжению и канализации, водоотведению и газоснабжению потребителей Санкт-Петербурга.

Государственное регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию, водоснабжение, канализацию и газоснабжение должно быть направлено на защиту экономических интересов потребителей и производителей, обеспечение энергетической безопасности региона и стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов. При этом энергетическая безопасность региона является одним из главных принципов тарифной политики в отрасли.

В основу проводимой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе города должно быть положено формирование топливно-энергетического баланса региона с учетом прогноза потребления электрической, тепловой энергии и газа по группам потребителей, развитие производственных мощностей энергетики с учетом использования вторичных и нетрадиционных ресурсов, планирование поставок топлива и покупки энергии и мощности на федеральном оптовом рынке электрической мощности, формирование водного баланса, а также стратегический план развития Санкт-Петербурга, учитывающий прогнозируемое изменение социально-экономической ситуации в городе.

Приоритетным направлением совершенствования системы энергоснабжения потребителей региона является повышение эффективности учета и контроля производства, транспортировки и потребления продукции и услуг энергоснабжающих организаций.

В этих целях Администрация Санкт-Петербурга должна осуществить следующие мероприятия:

при участии государственного учреждения “Петербурггосэнергонадзор” обеспечить проведение работы по внесению изменений в энергопаспорта потребителей бюджетной сферы Санкт-Петербурга на основе нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды;

разработать и внести на утверждение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга “Об энергосбережении”, направленный на стимулирование энергосбережения на предприятиях топливно-энергетического комплекса, промышленных предприятиях Санкт-Петербурга, организациях бюджетной сферы, жилищном комплексе города;

разработать и утвердить программу обеспечения потребителей приборами учета и управления, регулирования потребляемой продукции, услуг энергоснабжающих организаций с указанием сроков реализации и источников финансирования;

обеспечить условия создания и развития рынка энергосберегающих проектов.

В качестве источников финансирования внедрения программ энергосбережения у отдельных потребителей может быть определена система индивидуальных пониженных тарифов на срок реализации соответствующих программ или отсрочка платежей.

В целях развития рыночных отношений в области производства, генерации электрической и тепловой энергии необходимо обеспечить:

1) разделение учета затрат энергоснабжающих организаций по видам деятельности (производство и транспортировка), а также для производителей электрической энергии - по диапазонам напряжений;

2) введение в действие раздельных тарифов на транспортировку и выработку электрической и тепловой энергии, дифференциация тарифов на электрическую энергию по диапазонам напряжений;

3) законодательно закрепленное право свободного доступа независимых производителей к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций;

4) выделение из структуры энергоснабжающих организаций неэффективных источников производства электрической и тепловой энергии путем создания дочерних акционерных обществ со 100-процентной долей собственности энергоснабжающей организации и последующей продажи потенциальным инвесторам или вхождения с ними в новое акционерное общество;

5) использование Санкт-Петербургом как собственником значительной части инженерных сетей и сооружений и сопутствующей им инфраструктуры, использование своего права передать их в полное хозяйственное ведение более эффективным специализированным эксплуатирующим, в том числе энергосберегающим и инвестиционным, организациям на конкурсной основе.

В основу формирования тарифов на продукцию и услуги энергоснабжающих организаций должны быть положены следующие основные принципы:

формирование достаточной прибыли для осуществления инвестиционной деятельности предприятия;

оптимальная “базовая” себестоимость;

прогнозирование затрат предприятий-производителей на период регулирования тарифов с учетом:

- планирования поставок топлива в регион;

- прогнозирования тарифов на покупную электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электрической мощности и абонентскую плату за пользование сетями РАО “ЕЭС России”, оптовых цен на газ;

- согласования с прогнозными показателями развития экономики Российской Федерации и мероприятиями тарифной политики на федеральном уровне.

На основании проведения ежегодных комплексных (финансовых и технологических) аудитов определяется оптимальная базовая себестоимость основных энергоснабжающих организаций и формируется нормативная база показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Технологический аудит должен быть направлен на выявление оптимальных режимов и объемов загрузки собственных мощностей энергоснабжающих организаций, резервов в затратной части, а также обоснованных объемов покупки энергии.

Методика формирования тарифов на продукцию, услуги энергоснабжающих организаций должна основываться на прогнозировании изменения базовой себестоимости в течение всего периода регулирования тарифов, планировании объемов отпуска продукции и услуг, а также на включении объемов средств на капитальное развитие предприятия, формируемых в соответствии с утвержденными сметами реализации инвестиционных программ и проектов на период регулирования тарифов.

Прогнозирование изменения базовой себестоимости в течение периода регулирования осуществляется на основании индексации отдельных составляющих статей затрат предприятия в соответствии с прогнозными мероприятиями федеральной тарифной политики (изменение цен на топливо, тарифов на ФОРЭМ, абонентской платы за пользование сетями РАО “ЕЭС России”), прогнозируемыми уровнями цен и тарифов, регулируемых на уровне Санкт-Петербурга.

По составляющим затрат, не связанным с государственным регулированием, прогнозирование изменения в течение периода регулирования осуществляется на основании прогнозных данных Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по соответствующим отраслям (материалы, заработная плата).