В настоящее время Концепцией управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участника в коммерческих и некоммерческих организациях заложены основы реформирования системы управления городской собственностью.
Основными целями реформирования системы управления недвижимостью Санкт-Петербурга являются:
повышение доходов, поступающих в бюджет от использования недвижимого имущества;
обеспечение сохранности, эффективного использования и повышение ликвидности объектов недвижимого имущества;
оптимизация бюджетных расходов по содержанию объектов недвижимого имущества;
повышение инвестиционной привлекательности объектов недвижимого имущества Санкт-Петербурга;
создание равноконкурентных условий для участников рынка.
Основой системности в управлении недвижимостью Санкт-Петербурга должны стать следующие принципы:
предназначение объекта недвижимости, в соответствии с которым устанавливается презумпция коммерческого назначения любого казенного объекта недвижимости, если в отношении него по специальной процедуре не установлено иное;
содержание объекта недвижимости, в соответствии с которым должен устанавливаться порядок расходования средств на поддержание объектов в надлежащем состоянии;
обеспечение эффективности управления, в соответствии с которым при принятии управленческих решений должны применяться определенные критерии выбора оптимального управленческого решения из числа возможных, а также осуществляться анализ экономической эффективности реализации управленческих решений.
Основными направлениями реформирования в области управления собственностью Санкт-Петербурга являются:
оптимизация числа объектов недвижимости, собственником которых выступает Санкт-Петербург;
совершенствование механизмов учета объектов собственности Санкт-Петербурга и контроля за их использованием;
формирование полного реестра городской недвижимости (имущественный баланс), содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов городской собственности, включающего объекты незавершенного строительства;
совершенствование механизма предоставления земельных участков на праве бессрочного (постоянного) пользования;
создание необходимой правовой базы, позволяющей использование различных способов распоряжения имуществом Санкт-Петербурга (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);
создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;
формирование механизма приобретения государством объектов недвижимости, в том числе определение целей, для достижения которых может осуществляется приобретение указанных объектов;
установление контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества государственных учреждений;
сокращение льгот при использовании объектов недвижимости. Обеспечение прозрачности действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества;
внедрение механизма возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку). Определение нормативов отчисления средств органам по управлению недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета.