Недействующий

О целевой социальной программе Санкт-Петербурга "Создание системы комплексной реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2001-2004 годы (с изменениями на 15 декабря 2003 года) (утратил силу с 29.10.2010 на основании Закона СПб от 06.10.2010 N 481-115)

1. Состояние проблемы и обоснование
необходимости принятия Программы

1.1. Состояние, динамика инвалидности в Санкт-Петербурге

В современном обществе существует значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10% от общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к превышению этого отношения. Так, например, в Санкт-Петербурге процент инвалидов составляет более 13% от общей численности населения Санкт-Петербурга (608287 человек на 1 января 2001 года). Тревогу вызывает и тенденция к увеличению числа граждан трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами. Необходимо также отметить, что инвалиды составляют 46% от общего числа пенсионеров.

Среди больных, впервые признанных инвалидами, более половины составляют граждане с болезнями системы кровообращения (66%), злокачественными новообразованиями (9,2%), последствиями травм (4,5%) и заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,5%).

За 2000 год впервые признано инвалидами 60615 человек, из которых 64% составляют женщины, лица трудоспособного возраста - 30%. Уровень первичной инвалидности по Санкт-Петербургу в 2000 году по сравнению с 1999 годом повысился и составил 160,3 на 10000 человек взрослого населения (в 1999 году - 152,9), что почти вдвое превышает среднереспубликанский показатель (в 1999 году - 71,7).

Анализ структуры больных с первичной инвалидностью свидетельствует о преобладании тяжелых форм отклонений от нормы (1 и 2 группы). Так, в 2000 году инвалиды 1 группы составляли 8%, 2 группы - 75% от общего числа граждан, прошедших первичное освидетельствование. В последние годы отмечается повышение уровня первичной инвалидности в связи с ростом психических расстройств и туберкулеза.

Анализ показателей первичной инвалидности больных с профессиональной патологией по отраслям промышленности показал, что около 50% показателей инвалидности приходится на следующие отрасли: тяжелое и транспортное машиностроение, судостроение, строительство и оборонную промышленность.

Таким образом, среди основных причин роста инвалидности можно выделить: медико-биологические (состояние здоровья населения и уровень лечебно-профилактической помощи), производственно-экологические (характер и условия труда и состояние окружающей среды), а также социально-бытовые, обусловленные недостаточной защищенностью населения от негативных явлений в социально-экономической сфере.

За последнее время в мире произошло изменение представлений о проблеме инвалидности. В соответствии с этим изменились и подходы к ее решению. Так, в настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля своего поведения, обучения).

Все это потребовало радикальных изменений государственной политики в отношении инвалидов, В результате наметилось устойчивое стремление к структурной перестройке и реорганизации служб экспертизы и реабилитации инвалидов, к развитию системы реабилитационной индустрии и формированию отечественного рынка ТСР и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

1.2. Характеристика существующей структуры органов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге в настоящее время экспертное обслуживание населения осуществляют 50 районных, 11 главных бюро медико-социальной экспертизы (далее -МСЭ) и психолого-профориентационная лаборатория. К сожалению, анализ состояния их оснащенности, укомплектованности кадрами и пропускной способности свидетельствует о том, что существующая структура указанных учреждений не в состоянии обеспечить решение всех возложенных на нее задач. Еще большие сложности вызывает необходимость освоения органами МСЭ новых функций: выявления и оценки реабилитационного потенциала инвалидов, разработки индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) и непосредственного участия в реабилитационном процессе.

Значительная часть проблем, связанных с координацией, оценкой эффективности и стратегическим планированием развития и модернизации структуры органов МСЭ и реабилитации, объясняется недостаточностью уровня информационного обеспечения их деятельности. Существующие, но недостаточно связанные между собой локальные базы данных учреждений и информационные массивы, собираемые в центральном хранилище, носящие фрагментарный характер, уже не могут в полном объеме и на необходимом уровне обеспечить задачи анализа и управления. Отсутствие единого информационного пространства является также одной из основных причин, которые не позволяют рассматривать совокупность организаций МСЭ и реабилитации инвалидов в качестве системы.

1.2.1. Медицинская реабилитация

Среди мероприятий реабилитационного цикла медицинское направление играет в настоящее время доминирующую роль. Это объясняется тем, что медицинская реабилитация не отделяется от лечебного процесса. Кроме того, бюро МСЭ работают в постоянном тесном контакте с лечебно-профилактическими учреждениями и часто на их территории, а специалисты-эксперты имеют обязательное высшее медицинское образование.

Тем не менее не следует отождествлять лечебные и реабилитационные мероприятия. Цель первых определяется необходимостью максимального восстановления функций организма человека, изменившихся в результате болезни, травмы или увечья. В задачи же медицинской реабилитации входит проведение согласованного с другими направлениями (профессиональным и социальным) комплекса мероприятий по максимальной адаптации инвалида к новым для него условиям жизни.

Одним из наиболее перспективных направлений обеспечения единства и комплексности реабилитационных мероприятий представляется процесс формирования центров реабилитации инвалидов на базе лечебно-профилактических учреждений. Необходимо, однако, иметь в виду, что эффективность указанных центров определяется наличием надежно функционирующей системы информационного обмена и возможностью координации деятельности в рамках решения общих задач.

В качестве одного из положительных примеров можно привести деятельность многопрофильного центра реабилитации инвалидов, развернутого на базе городской больницы N 40 Курортного административного района Санкт-Петербурга. Здесь успешно осуществляется медицинская, социальная и, частично, профессиональная реабилитация инвалидов. К сожалению, пропускная способность (530 коек) указанного центра недостаточна для нужд Санкт-Петербурга, а реабилитационные возможности строго ограничены ресурсной базой.

1.2.2. Социальная реабилитация инвалидов

Социальная реабилитация инвалидов - совокупность мероприятий по социально-бытовой адаптации и психологической коррекции самооценки инвалида. Она является цементирующим элементом ИПР в целом. Социальная реабилитация инвалидов призвана перевести результаты реализации медицинского и профессионального блока ИПР в практическую, бытовую плоскость.

До настоящего времени направление социальной реабилитации инвалидов остается слабым звеном комплекса реабилитационных мероприятий. Основной причиной является то, что медицинская и профессиональная реабилитации инвалидов были изначально закреплены за профессионально ориентированными на эти задачи социальными структурами систем здравоохранения и образования.

В рамках Программы предпринимается попытка решить вопрос о создании и разработке новых методов и технологий комплексного решения проблем социальной реабилитации инвалидов.

Итогом проведения социальной реабилитации инвалидов должно стать:

формирование новых (взамен утраченных) навыков, обеспечивающих инвалиду максимально возможный для него бытовой комфорт и уровень самообслуживания. В задачи этого направления входит обучение использованию протезов и приспособлений, обустройство квартиры, формирование навыков личной гигиены и т.д.;

выявление и развитие способностей и, возможно, скрытых талантов инвалида, способных обеспечить базу для повышения его самооценки, творческого развития, профессиональной состоятельности и материальной независимости;

формирование, при необходимости, нового (или дополнительного) круга общения инвалида.

Дальнейшим развитием результатов создания системы социальной реабилитации инвалидов должна явиться продуманная и согласованная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения (в том числе инвалидов), совершенствование и повышение эффективности работы существующих организаций и внедрение новых форм и видов реабилитационных услуг.

1.2.3. ТСР и реабилитационные услуги

Статистические данные свидетельствуют о том, что среди жителей Санкт-Петербурга 29 тысяч человек нуждаются в протезировании, а для 50 тысяч требуется ежегодное изготовление сложной ортопедической обуви. К сожалению, в настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует база данных инвалидов, нуждающихся в ТСР, особенно во вспомогательных устройствах и приспособлениях бытового назначения.