Об участии граждан в обеспечении правопорядка
в Санкт-Петербурге
(с изменениями на 15 декабря 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 25 ноября 2002 года N 561-57 (Новое в законодательстве СПб.Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 23, 07.12.2002);
Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2010 года N 692-162 (Петербургский Дневник, N 52, 31.12.2010).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
31 октября 2001 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет правовые основы и формы участия граждан Российской Федерации (далее - граждане) в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.
1. Предметом регулирования настоящего Закона Санкт-Петербурга являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.
2. Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с оперативно-разыскной, с частной детективной и охранной деятельностью.
Правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон Санкт-Петербурга и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Санкт-Петербурга.
1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге в соответствии с действующим законодательством.
2. Граждане в пределах своих полномочий участвуют в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге путем оказания содействия органам внутренних дел Санкт-Петербурга в решении возложенных на них задач.
3. Участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге может быть коллективным и индивидуальным.
1. Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге осуществляется путем создания общественных объединений, уставной целью которых является оказание содействия органам внутренних дел Санкт-Петербурга в решении возложенных на них задач в пределах, установленных действующим законодательством (далее - общественные объединения).
2. Общественные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях". В наименовании общественного объединения может быть использовано словосочетание "народная дружина" или производные от него словосочетания.
3. В обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге не могут участвовать политические общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
4. Общественные объединения участвуют в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге на основании договоров, заключаемых с органами внутренних дел Санкт-Петербурга.
5. Форма типового договора об участии в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге между общественным объединением и органом внутренних дел Санкт-Петербурга утверждается Администрацией Санкт-Петербурга.
1. Индивидуальными формами участия граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурга являются:
1) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел Санкт-Петербурга, осуществляемое в соответствии с установленным порядком;
2) сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе договора, заключаемого между гражданином и органом внутренних дел Санкт-Петербурга, в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.
2. Форма типового договора об участии в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге между гражданином и органом внутренних дел Санкт-Петербурга утверждается Администрацией Санкт-Петербурга.
1. Участвовать в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге имеют право граждане, достигшие возраста 18 лет, соответствующие требованиям профессиональной, физической и психологической подготовки, устанавливаемым Администрацией Санкт-Петербурга.
2. Не рекомендуется привлекать к участию в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге граждан (пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 25 ноября 2002 года N 561-57, - см. предыдущую редакцию):
1) имеющих неснятую или непогашенную судимость;
2) страдающих психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
3) признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) подвергавшихся административным взысканиям за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
5) не прошедших в установленном порядке аттестацию.
3. Договор об участии в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге между гражданином или общественным объединением и органом внутренних дел Санкт-Петербурга (далее - договор) заключается, изменяется и прекращается в соответствии с действующим законодательством.
4. Договор может быть расторгнут гражданином или общественным объединением в одностороннем порядке, при условии уведомления органа внутренних дел Санкт-Петербурга не менее чем за 30 дней до дня расторжения.
5. Договор может быть расторгнут органом внутренних дел Санкт-Петербурга в одностороннем порядке только в случае:
1) наступления в отношении гражданина обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
2) систематического неисполнения или нарушения соответственно гражданином или общественным объединением условий договора.
1. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляют следующие полномочия:
1) пропаганда правовых знаний;
2) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в предотвращении и пресечении преступлений и административных правонарушений;
3) содействие органам внутренних дел Санкт-Петербурга в обеспечении правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
4) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга в профилактической работе с лицами, склонными к совершению преступлений;
5) оказание помощи органам внутренних дел Санкт-Петербурга по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, не имеют права:
1) представляться сотрудниками органов внутренних дел Санкт-Петербурга;
2) самостоятельно, без сотрудников органов внутренних дел Санкт-Петербурга, осуществлять полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи;
3) осуществлять деятельность, отнесенную действующим законодательством к компетенции органов внутренних дел Санкт-Петербурга;
4) сообщать третьим лицам сведения, ставшие известными в связи с участием в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.
3. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, в ходе выполнения своих полномочий обязаны:
1) препятствовать совершению действий и пресекать действия, направленные на незаконное ограничение прав и свобод граждан, унижение чести и достоинства человека и гражданина;
2) сообщать в правоохранительные органы о ставших известными событиях и фактах, угрожающих безопасности граждан, юридических лиц, государства;
3) принимать меры по спасению людей, имущества, а также по охране места происшествия;
4) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, создающем угрозу их жизни и здоровью;
5) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца;
6) проходить в порядке, устанавливаемом Администрацией Санкт-Петербурга, правовую и специальную подготовку, а также периодическую аттестацию.
4. Граждане могут участвовать в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге только под руководством и при непосредственном участии сотрудника правоохранительных органов.
5. Сотруднику правоохранительных органов запрещается давать гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, указания, нарушающие права и свободы граждан, действующее законодательство и выходящие за пределы полномочий граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.
Координацию деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляет Городской штаб по координации деятельности граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге (далее - Городской штаб). Положение о Городском штабе, структура и состав Городского штаба утверждаются Администрацией Санкт-Петербурга.
1. Единые образцы удостоверений и отличительных эмблем граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, утверждаются Администрацией Санкт-Петербурга. Указанные образцы не должны быть аналогичными образцам удостоверений и знаков отличия сотрудников правоохранительных органов, а также совпадать с символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Оформление и выдачу удостоверений и отличительных эмблем граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, осуществляет Городской штаб.
3. В случае расторжения договора удостоверения и отличительные эмблемы граждан, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, подлежат возврату в Городской штаб.
________________
* Название в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2010 года N 692-162, - см. предыдущую редакцию.
1. В целях поощрения граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, органы государственной власти Санкт-Петербурга могут учреждать премии в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2010 года N 692-162, - см. предыдущую редакцию).
2. За особые заслуги в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане, участвующие в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, могут представляться органами государственной власти Санкт-Петербурга к государственным наградам Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют поддержку граждан и общественных объединений, участвующих в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге, путем предоставления субсидий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2010 года N 692-162, - см. предыдущую редакцию).
1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты губернатора Санкт-Петербурга, Администрации Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга приводятся в соответствие с настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Санкт-Петербург
8 ноября 2001 года
N 760-95
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро “КОДЕКС”