В настоящее время в России, в том числе в Санкт-Петербурге, сложилась достаточно развитая система оказания социальной помощи детям-инвалидам.
Одновременно с этим детям-инвалидам оказывается медицинская помощь и диспансерное наблюдение, которые осуществляются в ряде учреждений, обладающих различными возможностями для диагностики и реабилитации. К ним относятся специализированные медицинские центры (46% детей-инвалидов), профильные стационары (10% детей-инвалидов), детские поликлиники (33% детей-инвалидов). Однако до 11% детей-инвалидов, несмотря на постоянную потребность в медицинской реабилитации, вообще нигде не наблюдается.
Для детей-инвалидов создана и функционирует развитая сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 82% детей-инвалидов посещают образовательные учреждения, из них 34% - специализирующиеся на работе с данной категорией детей, 12% детей-инвалидов обучаются на дому.
Однако современное развитие общества требует создания системы реабилитации детей-инвалидов, объединяющей усилия всех ведомств и учреждений в решении вопросов комплексной реабилитации детей-инвалидов, и в первую очередь обучающихся и воспитывающихся на дому.
В ходе реализации Программы в 1998-2000 годах начато создание системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, включающей в себя реализацию следующих мероприятий:
организованы педиатрические бюро медико-социальной экспертизы;
в 9 административных районах Санкт-Петербурга ведется работа по созданию отделений либо центров социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. С 1998 года социально-реабилитационными услугами в указанных центрах воспользовались 2950 детей и подростков-инвалидов и членов их семей. По результатам анкетирования семей с детьми-инвалидами, 82% родителей, воспитывающих детей и подростков с нарушениями в развитии, считают необходимым дальнейшее развитие сети центров социальной реабилитации;
организован и работает центр творческой реабилитации детей-инвалидов на базе ГАООРДИ;
для детей с патологией опорно-двигательного аппарата, обучающихся в школах, созданы модели учреждений комплексной реабилитации с отделениями медицинской, профессиональной и социальной реабилитации: школа-центр "Динамика" и общественный школьно-производственный комплекс "Озерки", которые являются в своем роде единственными учреждениями в России;
начата работа службы индивидуальной профессиональной реабилитации в целях создания в Санкт-Петербурге условий равного доступа к профессиональному обучению подростков-инвалидов и молодых инвалидов, не имеющих возможности получить профессиональное образование в общеобразовательных учреждениях или требующих дополнительной поддержки в процессе профессиональной подготовки. В результате работы реабилитационной службы у многих молодых инвалидов при освидетельствовании в органах медико-социальной экспертизы ранее имевшаяся формулировка "нетрудоспособен" была изменена на "трудоспособен при определенных условиях";
для детей-инвалидов с сопровождающими их родителями ежегодно осуществляется организация оздоровительных мероприятий. В ходе проведения оздоровительной кампании для детей-инвалидов выполняются социально-реабилитационные программы в целях социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. Впервые летом 1999 года реализована программа занятости подростков-инвалидов.
Организация системы реабилитации детей-инвалидов в Санкт-Петербурге потребовала научно-методического и информационного обеспечения.
Создан информационно-методический центр социальной реабилитации детей-инвалидов на базе ГАООРДИ.
Для методического обеспечения реабилитационных служб системы социальной защиты населения, учреждений системы образования и здравоохранения, детской службы медико-социальной экспертизы начата разработка и выпуск методических рекомендаций по комплексной реабилитации детей-инвалидов с различными заболеваниями.
Серьезная информационно-методическая работа позволила привлечь внимание средств массовой информации (далее - СМИ) к проблемам детей-инвалидов. Только за первое полугодие 2000 года в СМИ появилось более 90 статей о детях и подростках с ограниченными возможностями, 60 из которых - проблемные, что свидетельствует об изменении отношения общества к данной проблеме.
Таким образом, в ходе реализации Программы в 1998-2000 годах в Санкт-Петербурге созданы инновационные модели социальных служб, не имеющие аналогов в России.
В настоящее время необходимо завершить создание в Санкт-Петербурге единой системы оказания различных видов помощи детям-инвалидам.
В связи с этим наиболее актуальным является решение следующих проблем: завершение создания педиатрических бюро медико-социальной экспертизы, системы реабилитации детей-инвалидов, объединяющей усилия всех ведомств и учреждений в решении вопросов комплексной реабилитации детей-инвалидов, завершение создания центров социальной реабилитации во всех административных районах Санкт-Петербурга, расширение видов и типов реабилитационных учреждений и перечня предоставляемых ими реабилитационных услуг, а также совершенствование качества указанных услуг, развитие новых видов оздоровительного отдыха для детей с ограниченными возможностями, создание новых типов учреждений для детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет, имеющих свои особенности реабилитации, совершенствование материальной базы и содержания деятельности реабилитационных учреждений путем апробации и внедрения экспериментальных моделей, новых методик и программ, методическое обеспечение и лицензирование деятельности реабилитационных учреждений, развитие информационно-методического центра социальной реабилитации детей-инвалидов и центра творческой реабилитации детей-инвалидов, организация подготовки и повышения квалификации кадров по психологической, медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии.