Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
инвалидность детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации ребенка;
ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм;
ограничение жизнедеятельности - отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность;
реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию:
медицинская реабилитация осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня и включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование;
профессиональная реабилитация понимается как процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и система, включающая мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессионально-производственной адаптации, рациональному трудовому устройству.
Профессиональная реабилитация детей с отклонениями в развитии представляет собой профессиональную ориентацию как комплекс мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества;
социальная реабилитация означает систему и процесс развития или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем реализации системы мероприятий по социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, проведению различных видов патронажа, социальному обслуживанию, а также социально-бытовому образованию и социально-бытовому устройству.