Действующий

Об Основных направлениях развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2004 года

Приложение 15

     

Социально-экономическая эффективность мероприятий

N п/п

Мероприятие

Дополнительные затраты (однократно), - млн.руб.

Высвобождаемые средства, подлежащие перераспределению
(млн.руб.)

Социальный эффект

1.

Перевод подстанций СП на базу многопрофильных стационаров

60

50

Сокращение времени прибытия.
Снижение досуточной летальности

2.

Реструктуризация поликлиник с созданием в них врачебных групповых практик

112

72

Повышение доступности медицинской помощи и соответственно удовлетворенности пациентов

3.

Открытие до 7000 коек дневных стационаров во всех районах города

15

30

Обеспечение возможности получения квалифицированной помощи по месту жительства без госпитализации

4.

Создание амбулаторно-консультативных отделений

175

0

Обеспечение прав пациентов на выбор врача. Обеспечение населения высококвалифицированной помощью

5.

Создание отделений экстренной помощи

864

50

Снижение досуточной летальности. Сокращение сроков госпитального лечения

6.

Изменение системы оплаты медицинских услуг

2

127

Обеспечение прав пациента на своевременную бесплатную помощь

7.

Реорганизация специализированных больниц малой мощности и больниц сестринского ухода (до 3 тыс. коек)

0

10

Снижение социальной напряженности за счет создания мест лечения престарелых хронических больных

8.

Высвобождение площадей АПУ

0

30

Создание оздоровительных центров, центров медицинской профилактики

  

ИТОГО

  

  

  


Технология расчетов:

К пункту 1.

Необходимо создать еще 20 пунктов базирования скорой помощи в стационарах, для чего необходимо выделить и отремонтировать помещения (20 х 100 кв.м = 2000 кв.м), приобрести мебель и т.п. - по 300000 рублей на один пункт базирования.

Высвобождаемые средства, подлежащие перераспределению, образуются за счет сокращения времени прибытия бригады и соответственно возможности увеличения количества вызовов на одну бригаду, следовательно, можно сократить до 15% бригад, что позволит сэкономить до 10% средств на сегодняшнее содержание ГССМП (45 млн.руб).

К пунктам 2 и 8.

Создание поликлиник общеврачебных групповых практик потребует намного меньшее количество площадей и повлечет сокращение административного персонала и врачей-специалистов. Сегодня на содержание поликлиник расходуется до 480 млн.руб. в год, из которых 70% направляется на оплату труда с начислениями (336 млн.руб.), 80 млн.руб. - на расходные материалы и медикаменты и до 50 млн.руб. - на коммунальные платежи.

Высвобождаемые средства, подлежащие перераспределению, образуются преимущественно за счет содержания зданий (30 млн.руб.).

К пункту 3.

Отделения открываются внутри поликлиник за счет собственных средств с оплатой по действующим тарифам (в три раза ниже стационарного).

Высвобождаемые средства, подлежащие перераспределению, образуются за счет более дешевого тарифа.

К пункту 4.

При создании АКО за основу берется необходимость организации, ремонта и оснащения врачебных кабинетов и регистратуры в 23 стационарах. Затраты на особо дорогостоящее диагностическое оборудование не учитывались, поскольку предполагается, что эти отделения будут организованы преимущественно в стационарах, имеющих отделения экстренной помощи и оснащенных всем необходимым оборудованием.

К пункту 5.

По данным проектного бюро, рассчитавшего стоимость работ и некоторого оборудования для организации отделений экстренной помощи в ряде городских стационаров, эта стоимость составляет от 3 до 8 млн. руб. на одно отделение, но при этом, очевидно, не обеспечивается весь необходимый набор диагностического оборудования и оснащения помещений, в том числе для персонала. По ориентировочным расчетам организация каждого подобного отделения потребует в среднем около 1,7 млн. долларов только на закупку и монтаж оборудования и мебели, а также на ремонтные работы по расчетам проектного бюро.

Высвобождаемые средства, подлежащие перераспределению, образуются за счет возможности полноценного обследования пациента в первый день поступления и, следовательно, сокращения средней длительности лечения хотя бы на один день, что составит экономию до 8% всех средств, выделяемых на стационарную помощь (993 млн.руб. в год), но потребует некоторого увеличения расходов на медикаменты и т.п.

К пункту 6.

Изменение системы оплаты (отказ от объективно соблюдаемых условностей) при сохранении тех же объемов госпитализации дает экономию до 127 млн.руб. в год (расчеты осуществлялись путем математического моделирования на основе данных 1995-1999 годов).

К пункту 7.

Перепрофилирование ряда мелких стационаров со стоимостью одного койкодня не более 70% от стоимости в СЭМП.

Высвобождаемые средства, подлежащие перераспределению, незначительны (до 10 млн.руб. в год) за счет стоимости койкодня.

В целом:

Для обеспечения возможности интенсификации работы системы все средства, высвобождаемые в ходе реорганизации, должны реинвестироваться и направляться в следующей пропорции: в поликлиники общеврачебных групповых практик - 70%, в ургентные стационары - 25%, в больницы сестринского ухода - 5%.

Экономическая основа проводимых изменений: система внутри себя находит резервы и направляет их на те мероприятия, которые провоцируют высвобождение или образование новых резервов, часть из которых направляется на увеличение стоимости единицы объема медицинской помощи, а часть - на интенсификацию работы системы. Предполагаемый срок до полной оптимизации системы 5-7 лет.

При наличии финансовых возможностей все предлагаемые изменения желательно завершить раньше намечаемого срока (до 2004 года), организационно это можно сделать в течение двух-трех лет, на что потребуется до 1,5 млрд. руб. в год.