Санкт-Петербургский городской суд
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

РЕШЕНИЕ

от 23 октября 2000 года дело N 3-211/2000


[Частью 5 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации устанавливаются предельные размеры
перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата,
избирательного объединения, избирательного блока, средств,
выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением, избирательным блоком, добровольных
пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные
размеры расходования средств избирательных фондов]
(Извлечение)



Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе судьи … народных заседателей … и … с участием прокурора … при секретаре … рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе Гуляева Сергея Ивановича о признании недействительной ч.3 ст.48 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге".

Установлено:

25 июня 1997 года был принят Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге", в который впоследствии были внесены изменения 17 ноября 1997 года и 9 февраля 2000 года (л.д.).

Г-ев обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просил признать недействительной ст.49 указанного Закона, ссылаясь на то, что она противоречит ч.3 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как в отличие от Федерального закона не содержит положения о возможности формирования избирательных фондов кандидатов за счет средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку после регистрации кандидата (списка кандидатов).

После неоднократных уточнений своих требований, в том числе и в судебном заседании, Г-ев просил суд признать недействительной, противоречащей части 3 статьи 47 указанного выше Федерального закона часть 3 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге", поскольку именно в этой части указанной статьи данного Закона Санкт-Петербурга содержатся положения, определяющие, из каких денежных средств могут быть сформированы избирательные фонды. Г-ев также пояснил, что отсутствие указания в данной правовой норме на то, что формирование избирательных фондов кандидатов возможно за счет средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату после регистрации кандидата, привело к нарушению его прав, поскольку он, Г-ев, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального Совета муниципального образования "Колпино", был лишен возможности получить денежные средства для проведения агитации от избирательной комиссии. В результате этого он не был избран в муниципальный Совет, так как оказался в неравных условиях с другими кандидатами в депутаты муниципального Совета муниципального образования "Колпино", у которых имелись собственные средства для проведения избирательной кампании.

Представитель Законодательного Собрания К-ва и представитель губернатора Санкт-Петербурга К-ий возражали против удовлетворения жалобы Г-ва, ссылаясь на то, что оспоренная заявителем норма Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" не противоречит ч.3 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и, кроме того, данное обстоятельство не нарушает права Г-ва, поскольку такая норма содержится в ч.3 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который имеет прямое действие и подлежит применению на территории всей Российской Федерации при проведении выборов всех уровней, в том числе и в органы местного самоуправления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора … полагавшей, что в удовлетворении жалобы Г-ва должно быть отказано, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Г-ва по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут создаваться за счет следующих средств:

собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;

средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;

добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;

средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку после регистрации кандидата (списка кандидатов).

В соответствии с ч.3 ст.48 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:

- собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз;

- средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком и которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз;

- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз, а в фонд избирательного объединения, избирательного блока - более чем в 50 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз, а в фонд избирательного объединения, избирательного блока - более чем в 100 раз.

Таким образом, в данной норме перечислены лишь те источники формирования избирательных фондов кандидатов в депутаты, которые указаны и в ч.3 ст.47 Федерального закона. При таких обстоятельствах не имеется оснований утверждать, что положения ч.3 ст.48 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" противоречат ч.3 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Действительно, в Законе Санкт-Петербурга не содержится положение о возможности формирования избирательных фондов кандидатов за счет средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку после регистрации кандидата (списка кандидатов), однако данное обстоятельство не является подтверждением тому, что ч.3 ст.48 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" противоречит ч.3 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а свидетельствует лишь о том, что в указанной норме Закона Санкт-Петербурга не полностью воспроизведена аналогичная правовая норма, содержащаяся в Федеральном законе.

Между тем действующим законодательством не предусмотрена обязанность субъектов федерации воспроизводить в своих нормативных актах положения федеральных законов, имеющих прямое действие. Частью 5 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов, что и было установлено ч.3 ст.48 Закона Санкт-Петербурга. При этом указанным Федеральным законом субъекту федерации не вменено в обязанность устанавливать, за счет каких средств могут создаваться избирательные фонды кандидатов в депутаты и кому запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.

В соответствии с ч.2 ст.1 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Следовательно, правовой основой для формирования избирательных фондов кандидатов в депутаты за счет средств, выделяемых соответствующими избирательными комиссиями, в том случае, если имело место такое выделение денежных средств, является ч.3 ст.47 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Между тем, как установлено объяснениями всех заинтересованных лиц и не оспаривается заявителем Г-ым, избирательными комиссиями по выборам депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге не выделялось средств в избирательные фонды кандидатов.

При таких обстоятельствах не имеется оснований утверждать, что отсутствие в Законе Санкт-Петербурга положения о возможности формирования избирательных фондов кандидатов за счет средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату после регистрации кандидата, нарушило права Г-ва, кандидата в депутаты муниципального Совета, на получение денежных средств от избирательной комиссии и поставило его в неравные условия с другими кандидатами в депутаты муниципального Совета муниципального образования "Колпино", у которых имелись собственные средства для проведения избирательной кампании.

Принимая во внимание, что при подаче жалобы Г-ым не была оплачена государственная пошлина, судебная коллегия считает необходимым в соответствии с требованиями ст.80 ГПК РСФСР, п.8 ст.4 Закона РФ "О государственной пошлине" взыскать с Г-ва в доход государства государственную пошлину в размере 12 рублей 50 копеек.

Руководствуясь ст.197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Г-ву в удовлетворении жалобы о признании недействительной ч.3 ст.48 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" отказать.

Взыскать с Г-ва в доход государства государственную пошлину в размере 12 рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий

 Народные заседатели

 



Текст документа сверен по:

официальная рассылка