В настоящее время на территории Санкт-Петербурга действуют 111 самостоятельных выборных органов местного самоуправления, среди которых выделено семь групп муниципальных образований в зависимости от численности населения и статуса муниципального образования. Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и доходные источники местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга устанавливаются законами Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год.
Муниципальные образования, у которых прогнозируемые суммы закрепленных доходных источников меньше суммы минимально необходимых расходов, ежемесячно получают средства из фонда финансовой поддержки, предусмотренного в бюджете Санкт-Петербурга. Финансовая помощь оказывается в размере разницы между утвержденными минимально необходимыми расходами и собственными доходами местных бюджетов.
Основной целью реформирования является постепенная передача бюджетных полномочий от органов государственной власти Санкт-Петербурга органам местного самоуправления.
Основными направлениями реформирования являются:
разработка и утверждение принципов установления нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты;
разработка и утверждение методики распределения трансфертов из городского бюджета нижестоящим бюджетам и введение ее в действие законом Санкт-Петербурга;
разработка методики распределения трансфертов из фонда финансовой поддержки местных бюджетов муниципальных образований на срок не менее чем 3 года и закрепление ее законом Санкт-Петербурга;
разработка формулы распределения трансфертов и закрепление ее законом о бюджете Санкт-Петербурга как составной части порядка распределения трансфертов;
разработка порядка и критериев предоставления субвенций из бюджета Санкт-Петербурга;
законодательное закрепление критериев предоставления субсидий и субвенций из бюджета Санкт-Петербурга.