В настоящее время все более возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, необходимо выбрать образовательный сектор в качестве приоритета. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов экономики. Система образования должна перейти из режима выживания в режим развития, от режима бюджетного содержания к режиму инвестирования в нее.
Основными целями реформирования управления финансами в области образования являются:
финансовое обеспечение государственных гарантий в сфере образования в пределах государственных образовательных стандартов;
обеспечение рационального и эффективного расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, находящегося в сфере образования;
создание условий для привлечения в сферу образования внебюджетных средств;
обеспечение хозяйственно-финансовой самостоятельности образовательных учреждений.
Основными направлениями реформирования управления финансами в сфере образования являются:
оптимизация сети образовательных учреждений сферы образования;
адресность бюджетного финансирования, под которой понимается нормативное финансирование в расчете на одного обучающегося, воспитанника в образовательных учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования, среднего (педагогического) профессионального образования, сиротских и коррекционных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования;
разработка механизма расчета минимальных региональных нормативов финансирования по различным типам и видам образовательных учреждений;
расширение прав образовательных учреждений по распоряжению финансовыми ресурсами при участии попечительских советов;
обеспечение прозрачности и доступности для осуществления общественно-государственного контроля за финансовой деятельностью образовательных учреждений, включая ежегодную публикацию финансовых отчетов;
разработка механизма контроля за бюджетными средствами, направляемыми некоммерческим организациям;
переход к развитию образования через государственные инвестиции в сферу формирования информационной базы образовательных учреждений и обновления их учебного оборудования и материальной базы;
создание среднесрочной программы развития образования.