Действующий

О концепции "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу"

Таблица 1

   

Концептуальные основы стратегии перехода
Санкт-Петербурга к информационному обществу

          

1.1. Цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга

Стратегические цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга сформулированы в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и имеют несколько уровней.

Главная цель развития Санкт-Петербурга - стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга, которое достигается путем формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономики многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства, и укрепления Санкт-Петербурга в качестве главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Успешное социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга невозможно без следующих целей:

формирование благоприятного хозяйственного климата;

интеграция в мировую экономику;

улучшение городской среды;

формирование благоприятного социального климата.

Стратегические цели перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу должны быть согласованы с целями Стратегического плана Санкт-Петербурга и способствовать их достижению.

1.2. Национальные и международные программы перехода к информационному обществу

Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по отношению к информационному обществу. План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал наиболее важной инициативой администрации Клинтона - Гора. В июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества был принят план действий "Европейский путь в информационное общество" (Europe's Way to the Information Society. An action plan). Европейскую программу действий по формированию информационного общества часто называют "Инициативой Бангемана" по фамилии одного из руководителей Комиссии Европейского сообщества, который возглавил группу высокопоставленных экспертов, подготовивших рекомендации Комиссии о принятии срочных мер для обеспечения вхождения стран ЕС в информационное общество.

В 1995 году Финляндия разработала свою программу "Финский путь в информационное общество" (Finland's Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий "Путь Германии в информационное общество" (Germany's Way to the Information Society).

Актуальность изучения и использования опыта ведущих стран мира в данной области при разработке и реализации концепции "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу" не вызывает сомнений.

Для поддержки формирования информационного общества в различных странах Мировой Банк создал глобальную программу InfoDev. Данный банк является активным партнером Санкт-Петербурга при разработке и реализации различных программ развития Санкт-Петербурга. Так, в 1996-1998 годах при непосредственном участии Мирового Банка был разработан Стратегический план Санкт-Петербурга. В настоящий момент Мировым Банком выделен кредит на реконструкцию центра города.

В 1998 году Мировой Банк поддержал инициативу Правительства Санкт-Петербурга по разработке стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу и включил в программу InfoDev проект, направленный на создание этой стратегии.

1.3. Государственная политика информатизации

Государственная политика информатизации определяется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Санкт-Петербурга. Она реализуется соответствующими органами государственной власти, в деятельности которых можно выделить следующие направления:

поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, контроль за концентрацией собственности в средствах массовой информации (СМИ), например, рассмотрение антимонопольными органами вопросов о слиянии крупных компаний в сфере телекоммуникационного или медиабизнеса, принятие решений по дезинтеграции монополистов;

юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;

соблюдение свободы слова независимо от способов распространения информации;

соблюдение интересов национальных меньшинств, защита нравственных принципов, оказывающих влияние на подрастающее поколение, а также соблюдение основных норм нравственности при расширении информационной сферы;

укрепление национальной культуры, языка, противостояние культурной экспансии других стран, реализация проектов по переводу в цифровую форму представления художественного и научного наследия;

переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;

широкое использование телемедицины для оказания услуг населению отдаленных регионов;

обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями; охрана интеллектуальной собственности; контроль за эффективностью использования современных информационных и телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ) в государственных учреждениях;