____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 26 сентября 2006 года N 727-ПП
____________________________________________________________________
Во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 25.09.97 N 767-РМ "О новой редакции инструкций, утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 23.12.96 N 617/1-РМ "Об организации конкурсов при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников", в целях упорядочения работы по оценке предложений, представляемых на инвестиционные конкурсы по выбору заказчика, проектной организации и на подрядные торги (конкурсы) по реализации московской городской программы капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников, Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие Порядок оценки оферт и выбора победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников (приложение)*.
2. Городским инвесторам, осуществляющим организацию проведения конкурсов, при подготовке конкурсной (тендерной) документации, рассмотрении и оценке предложений претендентов, а также при принятии решения о победителе конкурса (торга) руководствоваться рекомендациями, изложенными в Порядке оценки оферт и выбора победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников" (п.1).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 6 октября 1998 г. N 762-ПП
Правительство Москвы
Управление инвестиционной политики и финансирования
из городских источников
Порядок
Оценки оферт и выбора победителя конкурсов
среди заказчиков, проектных и подрядных организаций
при реализации инвестиционных программ,
финансируемых из городских источников
Центральный научно-исследовательский институт
экономики и управления строительством Госстроя России
Научно-технический центр компьютерных и информационных
технологий "Гектор"
Проводимые в строительном комплексе Москвы инвестиционные конкурсы и подрядные торги уже стали основным инструментом оптимизации цены и качества строительной продукции. Однако, несмотря на значительное количество имеющихся пособий и методических рекомендаций по различным этапам организации и проведения конкурсов (торгов) выбор системы показателей (критериев) для оценки предложений претендентов и подведение итогов конкурса с выбором победителя часто встречает у организаторов конкурсов значительные затруднения.
Настоящий порядок (в дальнейшем по тексту - методика) определяет общий методический подход к установлению в составе конкурсной (тендерной) документации системы показателей (критериев) для оферт и выбору победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников.
Основной целью проводимых конкурсов (торгов) является выявление участника (претендента), представившего наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям конкурсное (тендерное) предложение. Достижению этой цели и должны способствовать излагаемые ниже в настоящей методике рекомендации.
Настоящий порядок (методика) разработан на основе распоряжения Мэра Москвы от 25.09.97 N 767-РМ "О новой редакции инструкций, утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 23.12.96 N 617/1-РМ "Об организации конкурсов при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников" и в развитие инструкций, утвержденных указанным распоряжением, а именно:
Инструкции о порядке проведения инвестиционных конкурсов при выборе заказчика по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников;
Инструкции о порядке проведения подрядных торгов (конкурсов) по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников.
Данная инструкция содержит описание функций, прав, обязанностей и ответственности организаторов конкурсов (торгов), претендентов, членов конкурсной комиссии, порядок проведения предварительной квалификации претендентов торга и критерии отбора, требования к разработке и оформлению тендерной документации, оценка результатов торга.
В утвержденных инструкциях выделяются следующие основные критерии для оценки предложений претендентов: стоимость заказа, условия финансирования, сроки выполнения заказа, технические параметры (энергосбережение, экономное расходование материалов, организация строительного производства, чистота и порядок на строительной площадке), отдельные экономические характеристики, показатели качества, безопасность производства работ, охрана окружающей среды, комплекс услуг, выполняемых при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта, влияние на развитие прилагаемой территории, технические и имущественные гарантии и т.д. Настоящая методика разработана в развитие основных положений утвержденных инструкций.
Методика призвана помочь всем участникам конкурсов. Она будет способствовать более качественной организации конкурсов, объективному подведению их итогов, недопущению возможных конфликтных ситуаций.
Методика разработана Управлением инвестиционной политики и финансирования из городских источников совместно с Центральным Научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством Госстроя России и Научно-техническим центром компьютерных и информационных технологий "ГЕКТОР". На основе методики создана автоматизированная система "Подрядные торги", которая на основе применения компьютерных технологий обеспечивает комплексное решение задач оценки предложений претендентов.
Специфика проведения подрядных конкурсов (торгов) в строительстве, их нацеленность на реализацию проектирования и строительства конкретного объекта подразумевает использование системы разнотипных показателей. Эти показатели могут отражать сроки, цены, физические характеристики объектов торгов, возможные финансово-экономические показатели, данные об организациях-претендентах и т.д.
Система показателей для оценки оферт должна обеспечивать учет всех основных факторов, характеризующих данный конкурс, в том числе уровень капитальных и текущих затрат инвестора, качество продукции, работ и услуг, гарантию выполнения контракта в установленные сроки, экономические, экологические, социальные и другие последствия реализации оцениваемого предложения, технические решения и т. д.
Победитель должен быть выявлен на основе обработки всей совокупности показателей.
Показатели, используемые при проведении подрядных инвестиционных конкурсов и торгов в строительстве, можно условно разбить на следующие группы.
Показатели безразмерные, получаемые от претендентов или экспертным путем. К ним могут относиться: наличие тех или иных документов (лицензий, сертификатов), организационные и производственные возможности претендента, соответствие техническим требованиям, обоснования предложений, способы реализации условий проводимого конкурса и т.д. К этой группе относятся и показатели, принимающие логические значения "да", "нет", например, показатели, характеризующие наличие заключений, справок, аудиторских проверок и т.п.
Показатели размерные, представляемые претендентом, получаемые в ходе независимых испытаний или выявляемые иным путем. Это могут быть сроки строительства, цена продукции, технические характеристики.
Показатели размерные, расчетные, вычисляемые алгоритмически на основании данных претендента или получаемые любым иным путем. К этой группе относятся различные экономические показатели: приведенные затраты, дисконтированные значения цен и т. д.
Обработка такого рода разнотипных и разноразмерных показателей требует организации продуманного перехода от значений показателя к его оценке, которая, как правило, должна быть безразмерной, балльной.
Для итоговой оценки предложенных оферт по системе разнородных показателей должны использоваться квалиметрические методы.
В отдельных случаях, когда принятая для оценки данного конкурса система показателей представляет собой однородную группу, оценка предложенных оферт может проводиться иными способами. Так, для случая, когда принимаются во внимание только стоимостные показатели и при этом можно достоверно рассчитать величину прибыли, выбор победителя может быть осуществлен по критерию минимума приведенных затрат. Для случая, когда играют роль только сроки строительства, должны учитываться технологические решения по производству работ, производительность ресурсов и т.д.
Выполнение всех необходимых расчетов может осуществляться как на основе применения компьютерных технологий, так и традиционными, инженерными методами.
Организацию работ по оценке оферт и определению победителя конкурса осуществляет конкурсная комиссия (тендерный комитет). Перечень показателей, по которым производится оценка, методический подход к оценкам оферт в целом также разрабатывается конкурсной комиссией с учетом особенностей объекта, специфики предмета, задач и целей, поставленных организатором конкурса.
Для выполнения расчетов значений показателей и получения их оценок тендерный комитет может привлекать экспертов по соответствующим вопросам.
При привлечении экспертов к оценке предложений целесообразно обеспечивать анонимность материалов, передаваемых экспертам для подготовки заключений. Анонимность обеспечивается путем передачи на экспертизу копий оферт, из которых устранена информация о наименовании предприятия претендента, его адресе, телефонах и т.д.
Прямые переговоры экспертов с оферентами не допускаются. В случае необходимости в дополнительной информации, в уточнении терминов или в каких-либо разъяснениях эксперт ставит свои вопросы перед конкурсной комиссией.
Конкурсная комиссия обеспечивает привлекаемых экспертов исходными формами, соответствующими разделами документов конкурсного (тендерного) предложения и другой необходимой информацией.
На основании проведения анализа эксперт заполняет представленные формы, подписывает их и передает под расписку ответственному представителю конкурсной комиссии. Одновременно эксперт возвращает все полученные исходные материалы.
Оценка оферт производится в течение срока, установленного регламентом конкурсной комиссии. Выбор победителя определяется системой показателей (критериями), содержащимися в тендерной документации. Конкурсная комиссия извещает участников о результатах конкурса, в установленном порядке на условиях оферты заключается контракт с победителем.
Номенклатура и важность основных показателей оценки оферт могут существенно отличаться для различных конкурсов; они приводятся в тендерной документации в разделе "Условия и порядок проведения конкурса".
Если конкурс проводится на этапе, когда основные технологические, архитектурные, объемно-планировочные и конструктивные решения уже приняты и речь идет лишь о практической реализации решений, то в этом случае на передний план выдвигаются такие основные показатели, как предложенная цена предмета конкурса (торга), возможности участника по выполнению работ в установленные или в более короткие сроки с требуемым качеством.
При размещении заказов на комплекс работ по исполнению функций заказчика по проектированию, материально-техническому обеспечению и строительству предприятий, зданий и сооружений в качестве показателей оферт наряду с показателями предлагаемого уровня стоимости работ заказчика, его опыта, квалификации, технической вооруженности и финансового состояния могут рассматриваться также показатели экономической эффективности проектируемого объекта, его технического уровня, сроки ввода объекта в эксплуатацию, степень воздействия объекта на окружающую среду и др.
При размещении подрядов на проектирование и строительство непроизводственных объектов "под ключ" могут также рассматриваться такие показатели, как архитектурная выразительность градостроительного комплекса, стоимость строительства и затраты за эксплуатацию возводимых зданий и сооружений и др.
При проведении международных торгов, кроме указанных показателей, в перечень основных показателей может включаться степень использования местных материальных и трудовых ресурсов.
В перечень показателей для оценки оферт могут входить показатели оценки коммерческой части предложений, показатели оценки технической части предложений, показатели, характеризующие квалификацию претендентов и их финансово-хозяйственную надежность и т.д.
В перечень показателей для оценки коммерческой части предложений участников конкурса, торга, которые целесообразно учитывать в стоимостном выражении, могут входить:
предложение оферента (претендента) по цене предмета конкурса (торга), представляемое в полном соответствии с условиями конкурса, с указанием, на что относится предлагаемый показатель (на единицу измерения предмета конкурса, торга; на объект в целом);
предложения по графику оплаты за выполненные работы (размер аванса, даты и объемы промежуточных и окончательного платежей);
изменение текущих расходов и доходов инвестора на этапе использования создаваемого предмета конкурса, торга вследствие принятия альтернативных предложений, снижающих затраты на техническое обслуживание и ремонты строительных конструкций и инженерного оборудования, на отопление, холодное и горячее водоснабжение, освещение и т.п.;
чистый доход инвестора вследствие принятия альтернативного предложения претендента по сокращению продолжительности исполнения контракта:
сопутствующие издержки инвестора в ходе проектирования и строительства в случае принятия предложения данного оферента;
стоимостная оценка отдельных составляющих предлагаемой цены (этот показатель, характеризующий надежность цены предложения, рассматривается в случае, когда условиями конкурса предусмотрено представление цены предложения с разбивкой ее по составным элементам);
финансовое состояние участника и его соответствие предстоящему объему работ.
В перечень показателей для оценки технической части оферты могут входить:
показатели качества продукции или услуг, предоставляемых оферентом (качество решений генерального плана, градостроительных, архитектурных, объемно-планировочных, конструктивных проектных решений основных и вспомогательных объектов, качества выполнения инженерно-изыскательских, проектных, конструкторских работ, качество поставляемого технологического и инженерного оборудования, другой промышленной продукции, качество строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных работ и др.);
показатели, характеризующие организацию выполнения оферентом работ с соблюдением мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды (меры по охране здоровья и труда, по соблюдению пожарной безопасности, по предотвращению загрязнения воздуха, поверхности земли и подземных вод и др.);
показатели, характеризующие технический уровень средств производства, используемых оферентом при исполнении контракта (качественный уровень машин, механизмов, технологических процессов, средств контроля за качеством и степень оснащенности оферента этими средствами);
показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов иностранными подрядчиками, а также подрядчиками из других регионов Российской Федерации (местной рабочей силы по тем профессиям, по которым в регионе имеется неполная занятость; материалов, изделий и полуфабрикатов местного производства, когда в регионе имеются избыточные мощности по их изготовлению, отходов местного промышленного производства и др. ресурсов);
показатели, характеризующие обязательства оферентов по бесплатному устранению обнаруженных дефектов и недоделок в течение гарантийного срока, по компенсации возможного ущерба заказчика и т.п.;
другие показатели технической части предложений, определяемые заказчиком для каждого конкретного случая.
В перечень показателей, характеризующих квалификацию претендентов, могут входить:
показатели, характеризующие уровень организации оферентом управления процессами подготовки и реализации проектирования, материально-технического обеспечения строительства или выполнения комплексов работ "под ключ", уровень квалификации рабочих и административно-управленческого персонала (использование современных методов управления проектами, автоматизированных систем обработки информации, обеспечение сбалансированности графиков производства работ, применение прогрессивной структуры руководства предприятием, привлечение высококвалифицированных специалистов и др.);
срок деятельности организации, наличие лицензий на выполнение необходимых работ, наличие собственной производственной базы; отзывы заказчиков; численность работающих.
В перечень показателей, характеризующих финансово-хозяйственную надежность претендентов, могут входить данные баланса предприятия, показатели объемов работ в качестве генподрядчика и субподрядчика и т.д.