Приложение 5
к проекту Федерального закона
"О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
Финансово-экономическое обоснование принятия проекта
Федерального закона "О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Стоимость услуг, работ и продукции, произведенных и предоставленных предприятиями сферы ЖКХ в 1996 году, составила 283,7 трлн. рублей, в том числе:
- населению - на сумму 170,4 трлн. рублей, из которых гражданами были оплачены 37,6 трлн. рублей, компенсации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы в тарифах, предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг составили 49,3 трлн. рублей, недофинансирование работ (услуг) ЖКХ составило около 84,0 трлн. рублей;
- другим потребителям - на сумму 113,3 трлн. рублей, из них промпредприятиям - на сумму около 64,0 трлн. рублей, организациям социальной сферы - 49,3 трлн. рублей.
Вследствие сложившегося экономического положения многие потребители услуг жилищно-коммунального хозяйства оказались неплатежеспособными. И если с промышленными предприятиями вопросы неплатежей удается решить с помощью механизмов вексельных расчетов, взаимозачетов, то организации социальной сферы не могут рассчитаться за использованные ресурсы, причем специфика функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства не позволяет приостановить процесс поставки потребителям услуг и работ. Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс России за счет "проедания" оборотных средств и основных фондов продолжает кредитовать производство своих услуг населению и организациям бюджетной сферы, так как ассигнования на покрытие эксплуатационных затрат предприятий и платежи потребителей составляют чуть больше 40 процентов реальных расходов.
Дебиторская и кредиторская задолженности на 1 января 1997 года составили соответственно 25,8 трлн. рублей и 50,8 трлн. рублей. Одной из причин превышения кредиторской задолженности над дебиторской является задолженность бюджетов по компенсации затрат предприятиям по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и дополнительных расходов по передаче в муниципальную собственность непрофинансированных объектов коммунального назначения и ведомственного жилищного фонда. Вследствие недостаточности средств бюджетов различных уровней для финансирования фактических расходов жилищно-коммунального хозяйства страдает либо качество предоставляемых услуг, либо объемы их предоставления, что равносильно неисполнению установленных нормативов и стандартов условий проживания и обслуживания потребителей. Следует также уяснить, что в экономической практике отсутствует широко используемое нами понятие "лучшее качество (большие объемы) с меньшими затратами". Затраты на любое мероприятие должны быть оптимальными. Думается, что приравнивание предприятий и организаций жилищнокоммунального хозяйства к предприятиям отраслей материального производства (каковыми они собственно и являются при более внимательном рассмотрении), хотя бы в части использования прибыли на развитие основных фондов, явится теми разумными оптимальными "затратами" государственной власти, которые позволят привлечь в отрасль новые силы и средства. Учитывая то, что жилищно-коммунальное хозяйство традиционно являлось планово-убыточной отраслью, а проводимые преобразования находятся на начальной стадии, и предприятия пока не заинтересованы в осмысленном получении прибыли, потери бюджета от непоступления налога на прибыль предприятий ЖКХ совершенно несопоставимы с расходами бюджета на дотирование отрасли.
Таким образом, принятие дополнения к Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", связанного с приравниванием предприятий отрасли ЖКХ к отраслям материального производства для применения льготы при исчислении налога на прибыль в части средств, направляемых на финансирование капитальных вложений производственного назначения, не потребует дополнительных средств из бюджетов различных уровней, но позволит снизить объем финансовых вложений в развитие отрасли, одновременно пробудив интерес к развитию предприятий негосударственных форм собственности.
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"О внесении дополнения в Закон Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций"
В настоящее время в Российской Федерации активно проводится в жизнь реформа жилищно-коммунального хозяйства. На федеральном и региональном уровнях принимаются соответствующие законодательные акты. Одним из важных направлений в проведении реформы является организация и поддержка альтернативных дирекциям единого заказчика, жилищноэксплуатационным конторам форм управления жилищным фондом, создание конкурентной среды при его эксплуатации, а также поэтапная приватизация государственных предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда. Целью такой демонополизации жилищнокоммунального хозяйства является снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда при повышении качества предоставляемых коммунальных услуг, что позволит постепенно перейти от бюджетного дотирования жилищно-коммунальной сферы к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг населением и другими потребителями.
Сейчас государственные предприятия, работающие в сфере жилищ-нокоммунального хозяйства, не получая достаточного финансирования, не имеют необходимой материально-технической базы, и приватизация может привести их к разорению и закрытию. Помочь выжить этим предприятиям может только государственная поддержка. Одной из мер, которую уже сейчас можно применить, является введение льгот при исчислении налога на прибыль.
Предметом настоящего законопроекта является внесение дополнения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", связанного с применением льготы при исчислении налога на прибыль для предприятий жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности (коды по ОКОНХ, начинающиеся с цифры 9) в части средств, направляемых на финансирование капитальных вложений производственного назначения, как предприятий сферы материального производства (коды по ОКОНХ 1-8). Введение данной нормы явится хорошим стимулом для привлечения инвестиций в сферу жилищнокоммунального хозяйства и обеспечит развитие основных фондов приватизируемых предприятий, что приведет к снижению расходов на эксплуатацию и повышению качества жилищно-коммунальных услуг. Все вышеприведенные аргументы подтверждают объективную необходимость принятия Государственной Думой Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"