Приложение 4
к проекту Федерального закона
"О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
Справка
о финансово-экономическом обосновании принятия проекта
Федерального закона "О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определены основные принципы реализации конституционного права граждан России на жилище, правовые основы регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере и принципы новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Как показывает опыт, медленнее всего радикальные преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) происходят на низовом уровне - базисном уровне возникновения правоотношений. Изданные федеральные законы и нормативные акты носят рекомендательный характер и должны быть конкретизированы органами местной власти с учетом национальных, климатических условий и финансовых возможностей территорий.
В 1993-1995 годах выявились первые противоречия, возникшие после введения элементов рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, обусловленные наличием значительной социальной составляющей в этой сфере экономики. Проблемы защиты малоимущих категорий граждан в условиях снижения реальных доходов населения явились основным тормозом реформ. Вследствие этого Федеральным законом от 12 января 1996 года N 9-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" были изменены сроки поэтапного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на их предоставление, с 5 до 10 лет. С другой стороны, социальная защита населения может быть опосредованно обеспечена через снижение издержек производства жилищно-коммунальных услуг. И если в стоимости услуг коммунальных предприятий высок удельный вес стоимости ресурсов, цены на которые устанавливаются на федеральном уровне или уровне субъектов Российской Федерации, то стоимость жилищных услуг в гораздо большей степени формируется конъюнктурой рынка. Рынок жилищно-коммунальных услуг в стране развит чрезвычайно слабо из-за отсутствия реальной заинтересованности предпринимателей во вложении денег в сферу хозяйства, не дающую прибыли. Этим объясняются преимущественно монопольное положение государственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, формальный подход к формированию службы заказчика, вялые и непоследовательные преобразования договорных отношений, а в результате - огромные дотации из бюджета на покрытие убытков жилищно-коммунальной сферы.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно проходить комплексно, то есть при снижении издержек, главным образом за счет необоснованно включаемых в себестоимость затрат предприятий жилищнокоммунального хозяйства, не должно ухудшаться качество услуг. По оценкам специалистов Госстроя в России из-за недостаточного финансирования, ветшания жилищного фонда, физического износа основных средств отрасли организации жилищно-коммунального хозяйства работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. Эксперты предсказывают возникновение "инфраструктурного кризиса", последствием которого могут быть необратимые процессы разрушения объектов жилищнокоммунального хозяйства. В то же время в организациях, производящих жилищно-коммунальные услуги, традиционно низкая энерго- и материальнотехническая обеспеченность, большой процент ручного труда, недостаток высококачественного инструмента, что приводит к высоким издержкам производства. Безусловно, конкуренция, переход на договорные отношения могут решить многие из этих вопросов, но на это необходимы как время, так и деньги, которых в бюджете нет.
В пункте 3.3 Программы первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы предусмотрена приватизация предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда, в свете дальнейшей демонополизации жилищнокоммунального хозяйства. Для того, чтобы приватизируемые предприятия поставить в ряд способных обеспечить установленные жилищные стандарты, максимально снизить неудобства для населения, связанные с реорганизацией, и заинтересовать их в эффективном и прибыльном хозяйствовании, они должны иметь современные основные фонды и достаточные оборотные средства. На практике только около 4 процентов производственных предприятий успешно справляются с поставленными задачами, имея старые основные фонды. Учитывая то, что жилищно-коммунальные услуги оказываются непрерывно, у предприятий и организаций не будет времени для наращивания мощностей и накопления средств на развитие основных фондов, поэтому в интересах органов местного самоуправления помочь выжить таким предприятиям.