Понятие "пригород" своим возникновением обязано Петербургу. Во всяком случае аналогию этому явлению в допетровской Руси найти трудно. Издревле существовал на Руси город, постройки которого окружались рвами и обносились (огораживались) крепостными стенами. Далеко за ними, разбросанные в бескрайних пространствах, существовали поселения, служащие загородными резиденциями знати. Поселения эти были родовыми и потому назывались имениями. Пригородов как таковых не было. Для того чтобы они появились, необходимо было, чтобы одна общественная формация уступила место другой. Капитализм должен был наконец начать наступление на задержавшийся на Руси феодализм. Петр должен был выехать в Европу, посетить иноземные города, чтобы высказать сокровенное: "Буду иметь лучше, чем в Европе у них". Так или иначе, началась эпоха пригородного строительства.
Для будущего царскосельского дворца и парка было выбрано уединенное возвышенное место. Стройка носила элементы таинственности, при загородной прогулке готовый дворец для путника должен был стать сюрпризом.
Но, чтобы понять истинный смысл задуманного и тот эффект, которого Екатерина от него ожидала, следует вспомнить, что в самом начале XVIII века знакомая нам дорога из Петербурга в Царское Село имела иное, принципиально отличное от нынешнего направление. В те давние времена Царскосельский тракт, минуя Пулковскую гору, поворачивал направо вдоль огромного лесного массива и затем, резко меняя направление на юго-восток, заканчивался при въезде на бывшую шведскую мызу Saris hoff, что в переводе значило "возвышенное место". Расчет был прост: перспектива дворца открывалась взорам путников неожиданно и сразу.
Роль пространственного решения дворцового комплекса в истории города оказалась исключительно важной. Центральная ось дворца соотнесена с осью главной дороги и направлена не на Санкт-Петербург, а строго на Петродворец. Вокруг этого композиционного стержня долгие годы продолжалось строительство как самого дворцового комплекса, так и элегантного города с его уличной сетью.
Вместе с тем уже с середины XVIII века начинается отступление от первоначальной идеи. Из Петербурга в Царское Село прокладывается новая кратчайшая дорога, перспектива которой, вопреки логике, лишается архитектурного завершения. Она скользит вдоль главного дворцового фасада, лишая путника возможности увидеть его целиком. В конце 30-х годов XIX века строится железная дорога, и с появлением этого технического достижения происходит окончательное смещение представлений о том, какой же фасад считать главным.
Зодчие и паркостроители XVIII века тонко чувствовали сложившуюся в связи с прокладкой новой дороги пространственную разобщенность и тематическую самостоятельность Екатерининского и Александровского парков. Вероятно, их тяготило вынужденное отчуждение ничем не связанных огромных парковых пространств, тяготил грозивший в связи с этим постепенный распад художественного единства ансамбля. Перед архитекторами стояла задача связать в одно целое распадающиеся части.
В конце XIX и начале XX веков, согласно первоначальному пространственному решению и расчету, в геометрической точке въезда в Царское Село - в начале одной из главных его парадных осевых улиц и архитектурного ансамбля: Казачьи казармы, Ратная палата, Белая башня, Федоровский собор, Федоровский городок - был сформирован внешний подход к дворцово-парковому комплексу и городу. Был использован один из широко применяемых планировочных приемов - формирование павильонной площади у входа в парк. При этом было достигнуто композиционное взаимообогащение и парка, и павильонной площади, архитектура здания - павильона особого пути Императорской железнодорожной ветки, построенного в древнерусском стиле, выиграла от присутствия зеленого фона, а входной узел парка получил особую градостроительную значимость. С дороги от павильона к дворцам путнику открывалась панорама обоих парков, связанных между собой этой удивительной трассой. В результате формирования такого внешнего подхода к дворцово-парковому комплексу во многом торжествовал истинный смысл задуманного и тот эффект, которого в начале XVIII века от него ожидали.
Задуманному было суждено просуществовать недолго. Известные бурные исторические события в России в начале XX века, а также проекты микрорайонов и волна жилищного строительства в середине нынешнего столетия не пощадили уникальный памятник русской архитектуры. И та функциональная роль, которую он должен был сыграть в дворцово-парковом комплексе и в самом городе, так и осталась неосуществленной. К сожалению, этот процесс распада первоначального замысла продолжается до сих пор. Парадный двор, уникальные створы растреллиевской ограды закрыты, а вход во дворец, вопреки логике, организован со стороны Екатерининского парка. Разумеется, прокладывая подъездную дорогу вдоль фасада, устроители и не могли предположить размах желающих посетить дворец в будущем и то, каким образом и на чем они будут подъезжать к нему. На протяжении многих лет вплоть до настоящего времени город и дворец ищут место, где гости города должны "спешиться", то есть место, где начинается дворец.
Дворцово-парковый комплекс поражает своим великолепием, он по праву считается одним из самых блистательных в России и за ее пределами. Неповторимое очарование паркам придает гармоничное слияние природных пейзажей и архитектурных памятников. Жемчужина Екатерининского парка - Большой Екатерининский дворец, построенный в XVIII веке (начат А.В.Квасовым и С.И.Чевакинским, завершен В.В.Растрелли). Дворец является одним из лучших произведений русского барокко. Залы дворца располагают уникальной коллекцией, включающей в себя более 20000 произведений искусства - живописные полотна, фарфор, художественную бронзу, скульптуру.
Ко дворцу примыкает комплекс Холодных бань с Агатовыми комнатами, Висячего сада и Камероновой галереи, выстроенных в стиле классицизма (арх. Ч.Камерон). Александровский дворец, построенный в конце XVIII века (арх. Дж.Кваренги), - крупнейший памятник архитектуры классицизма. В конце XVIII века напротив Большого Екатерининского дворца построен корпус Царскосельского лицея (арх. В.И. и И.В.Нееловы и Ю.М.Фельтен).
Сам город имеет геометрически правильную, прямоугольную планировку. Ось его планировочной симметрии, как уже было сказано, направлена на Петродворец. Геометрическим центром города является Екатерининский дворец. Оптический центр города создают растянувшиеся аркады Гостиного двора на Московской улице.
Территория города разделена каскадом Большого пруда на две неравноценные по величине части. В западном квартале размещаются дворцово-парковые комплексы, Гостиный двор, Оранжереи. В восточном квартале расположены Софийский собор, особняк Кочубея, дача Юсуповой.
Старый город с его свободной застройкой и многочисленными архитектурными памятниками ХVIII-ХIХ столетий сохранился почти без изменений. Многие улицы и площади города Пушкина производят впечатление гармоничности и завершенности. Две аллеи пересекают центр: Октябрьский бульвар и Московская улица. Поскольку некоторые кварталы, расположенные в шахматном порядке, также озеленены, создается впечатление города-парка.
Особое значение имеют зеленые кварталы с особняками и виллами в Софии - дача Юсуповой, дворец Палей и другие постройки в стиле модерн.
В памятниках архитектуры города Пушкина можно проследить историю европейского зодчества последних 250 лет. Архитекторами были итальянцы, англичане, русские, немцы, французы. В городе почти одновременно существуют, взаимно обогащая друг друга, неоренессанс, стиль модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Особенно интересны сочетание стиля модерн и неорусского стиля, а также некоторые очень индивидуальные деревянные постройки.
Достопримечательности города Пушкина и его окрестностей - это достопримечательности мирового класса, которые можно сравнить с достопримечательностями Версаля, Стрэтфорда-на-Эйвоне, Веймара и других пригородов. Город включен в реестр ценнейших мировых памятников архитектуры, истории и культуры ЮНЕСКО.
Город Пушкин тесно связан - о чем свидетельствует само имя - с великим русским поэтом Александром Пушкиным, который с 1811 по 1817 год учился в Лицее. Здесь жили и творили такие знаменитости, как И.Анненский, А.Ахматова, Н.Гумилев. Город Пушкин был всегда излюбленным местом пребывания деятелей искусства и культуры российского и мирового масштаба.
С Царским Селом связаны и известные исторические события России. Из Царского Села, после нескольких месяцев заключения, в августе 1917 года император Николай II и его семья отбыли в свой последний путь в город Тобольск. Здесь же в марте 1917 года ненависть взбунтовавшейся России обрушилась на останки царского фаворита Григория Распутина, похороненного в Царском Селе.
Царское Село является историческим местом рождения двух основных промышленных систем России - транспортной и энергетической. В 1837 году в Царском Селе была открыта Царскосельская железная дорога, которая является первой железной дорогой в России. Отдельно в 1895-1909 годах были построены павильон и особый путь Императорской железнодорожной ветки. Начало электрического освещения относится к 1887 году, когда в Царском Селе была построена городская электрическая станция. Царское Село - первый город в Европе, который был освещен электричеством. В городе были установлены сотни уличных фонарей. Позднее, в 1896 году, была заложена дворцовая электрическая станция, от которой были освещены все дворцовые здания и его территория, включая и павильон особого пути Императорской железнодорожной ветки.
Город богат историческим наследием, географическое расположение уникально, его потенциал для России неоценим.