Город Пушкин является одним из наиболее благоприятных городов не только в России, но и в Балтийском регионе и Европе в целом. Город расположен рядом с аэропортом, имеет удобный выход на межрегиональный и международный пути. Через аэропорт "Пулково" Царское Село связано более чем с 60 городами СНГ и более чем 20 городами Западной и Центральной Европы. Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Вена, Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки и 11 российских городов имеют ежедневное сообщение с аэропортом "Пулково". Среднее время перелета в города Европы составляет - 2 ч. 40 м. "Пулково" является самым быстрым транзитным аэропортом между Западом и Востоком. Время пути от центра города Пушкина до аэропорта - 20 минут.
Город Пушкин обладает высокой степенью транспортной доступности относительно Санкт-Петербурга и объектов внешнего транспортного обеспечения - железнодорожных вокзалов, морского порта и аэропорта. Развитию экономики города способствует само географическое расположение города Пушкина: Балтийский регион, северо-запад России, морской (в Финском заливе) и речной (в дельте реки Невы) порты, аэропорт "Пулково", рядом с главными и автотранспортными магистралями - междугородным Московским (М-10) и международным Киевским шоссе (Варшава, Берлин, Киев, Одесса (М-20), Октябрьской железной дорогой, а также проектируемыми кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга (КАД СПб) и городским деловым аэропортом Царского Села (ГДА ЦС).
Город Пушкин имеет те же климатические условия, что и Центральная Европа. Он лежит на легкой возвышенности - 65 м над уровнем моря. Рельеф холмистый, почва сухая. Средняя температура января -7 град. С, июля +15 град. С. Осадков до 850 мм в год. Однако, несмотря на северное положение, регион из-за теплых течений Гольфстрима не всегда бывает холодным и снежный покров зимой не лежит постоянно.
Население города составляет 97000 жителей. В Пушкинском районе на площади в 20800 гектаров проживает 110000 человек. Трудоспособное население города составляет 60,11%, молодежь - 18,21% и старшее поколение - 21,68%. В летний период за счет отдыхающих дачников население увеличивается примерно на 40000. Самое излюбленное время поездок в город Пушкин - июнь, время белых ночей, когда полночное солнце скрывается не более чем на час. В выходные дни летом число отдыхающих возрастает до 60000.
К 2005 году следует ожидать прирост численности населения города на 4000 человек, в целом по району на - 12000 человек. К 2010 году ожидаются следующие показатели: площадь территории Пушкинского района - 20800 га, численность населения - 120000 человек, количество рабочих мест - 60 тысяч (без учета Южного Обухово).
Созданный как место отдыха, город никогда не имел крупной промышленности. В настоящее время в Пушкинском районе зарегистрировано более 2000 крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Наиболее значительные из них специализируются на выпуске бытовой техники, металлообработке, машиностроении, ремонте строительных и дорожных машин, деревообработке. Функционирует таможенная служба. На территории района находится также 5 сельскохозяйственных предприятий. На этих предприятиях и в организациях района работают около 24 тыс. человек.
Город Пушкин имеет огромный научный потенциал и является признанным центром аграрной науки, которая представлена шестью всероссийскими сельскохозяйственными НИИ и двумя филиалами во главе с Северо-Западным научным центром Российской академии сельскохозяйственных наук.
Экономика района представлена следующим образом: промышленность - 18,85%, строительство - 16,8%, торговля и общественное питание - 16,7%, транспорт - 6%, сельское хозяйство - 2,45%, банковская и страховая деятельность - 0,27%, прочие предприятия - 38,93%.
При общей площади Пушкинского района 20800 гектаров функциональное использование земли характеризуется следующим образом: сельскохозяйственные угодья - 71,97%, рекреации - 10,47%, специальные земли - 5,35%, жилая застройка - 4,95%, дороги и улицы - 4,4% и производственные площади - 2,86%.
Общая площадь жилищного фонда города сейчас составляет 1919,61 тыс.кв.м, в том числе муниципального - 1833,8 и личной собственности - 85,8. Ориентировочный объем жилищного фонда к 2000 году составит 2187 тыс.кв.м.
Город испытал значительное снижение числа рабочих мест в промышленности, которое компенсируется занятостью в сфере услуг. Рост числа рабочих мест в городе Пушкине целиком обусловливается развитием сферы услуг.
Сфера услуг в городе Пушкине является одной из наиболее диверсифицированных. Ожидается, что в перспективе важную роль в городе Пушкине будут играть народные промыслы, которые проявят себя как стабильная форма предпринимательской деятельности.
По прогнозам, количество рабочих мест в городе Пушкине в ближайшие годы будет снижаться, с наиболее ощутимым падением в промышленности, и увеличиваться в сфере услуг. Рост этого показателя, возможно, будет иметь место, главным образом, в туризме, торговле, образовании, страховании. Возможен скачок в сельскохозяйственной науке в силу имеющегося в городе научного потенциала и экономической базы.
Возможности будущего развития города Пушкина, по-видимому, определяются дальнейшей дифференциацией сферы услуг. Народный промысел, малые и средние предприятия имеют неплохие перспективы. Однако растущая конкуренция, ускоренное технологическое развитие, диспропорции на рынке труда, требования, предъявляемые к квалификации, безработица и поляризация доходов усиливают необходимость активной городской политики.
При определении дальнейшей стратегии города необходимо учитывать следующие преимущества - отличное местоположение, историческое наследие - памятники архитектуры и культуры, высокая концентрация сельскохозяйственных научных учреждений, развитая местная инфраструктура.
Город Пушкин имеет огромное количество достопримечательностей. Территориально город расположен таким образом, что в будущем станет одним из наиболее динамичных мест туризма в Европе. Рост туризма в этом регионе по всем международным оценкам неизбежен.
Однако есть и слабые стороны: нехватка бюджетных средств для исполнения функций городского управления и развития, большое число нуждающихся в социальной поддержке и помощи, отсутствие инвестиций, дефицит жилья, несоответствие инфраструктуры требованиям туризма. Транспортная система, хотя и развита сравнительно хорошо, все же недостаточно увязана с туристическими потоками.
Кроме всего, ненадежность экономического планирования, постоянное переформирование властных структур, изменение компетенции учреждений вынуждают искать сегодня новые возможности инвестиционного планирования. На этом фоне не имело смысла заниматься комплексным региональным прогнозом, рациональнее осветить организационные возможности в отдельных направлениях развития города. В Программе разработаны предложения, показывающие, как можно быстрее и эффективнее использовать определенные процессы и ситуации. Критерием при разработке мероприятий являлись минимизация затрат и временная обозримость. В Программе внимание концентрируется на мероприятиях, которые среднесрочно или долгосрочно осуществимы, выполнение которых закономерно обеспечит экономическое развитие города.