Действующий

О Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Санкт-Петербурга

1. Введение

Система социальной защиты, как показывает современная действительность, оказалась неадекватной новым социально-экономическим реалиям (становление рыночных отношений). В Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.97 N 222, отмечается, что в целом ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества.

Содержание и характер проводимых реформ диктуют необходимость разработки и реализации новых подходов в области социальной защиты населения, интегрирующих все сильные стороны существующей системы и в то же время учитывающих изменения, произошедшие в обществе за последние годы.

Накопленный опыт в сфере оказания государством социальной помощи населению позволяет говорить о том, что наступает время проведения целенаправленной социальной политики, в рамках которой системе социальной защиты, опирающейся на принципы адресности и эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест.

К настоящему времени наглядно намечается основная тенденция развития системы социальной защиты, проявляющаяся в создании сбалансированной совокупности социальных программ, направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. К числу специфических характеристик социальных программ современного типа относятся комплексность разработки и реализации, адресность, жесткий контроль расходования средств и исполнения.

Регулируемая трансформация системы социальной защиты населения в условиях нестабильного состояния российского общества представляет собой научно-практическую задачу большой сложности. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что современное российское общество, провозгласив отказ от уравнительно-коллективистских социальных ценностей, планово-распределительных подходов к управлению, не выработало им адекватной замены.

Другое обстоятельство, усложняющее разработку концепций и программ формирования систем социальной защиты в субъектах Российской Федерации, - это двухуровневое строение социальной политики, предусматривающее наличие двух типов субъектов управления: федерального и регионального. Очевидно, что действенность региональных программ развития и реформирования системы социальной защиты населения будет во многом определяться способностью базовой концепции субъекта Российской Федерации "вписаться" в формирующуюся федеральную стратегическую линию социальной защиты.

С другой стороны, эффективность социальной политики на общенациональном уровне в решающей степени будет определяться способностью федеральных структур использовать обратную связь от региональных программ, учесть и интегрировать предложения и опыт, накопленные на местах.

Отдельно стоит упомянуть в этой связи несовершенство действующего федерального законодательства в части, регулирующей принципы определения объекта социальной помощи, и порядок ее оказания. Заданная действующим законодательством конструкция системы социальной защиты, основанная на выделении категорий населения, имеющих право на получение помощи в виде льгот без учета их реальной нуждаемости, не может считаться эталоном эффективности в реализации политики социальной справедливости. Последнее обстоятельство в настоящее время является одним из важных препятствий для позитивного преобразования социальной политики в регионах.

Неблагоприятные социальные последствия проводимых в стране реформ, выражающиеся в резком падении уровня жизни значительной части населения, являются характерной чертой для всех регионов. В то же время сложившаяся в каждом отдельном субъекте Российской Федерации экономическая и социально-демографическая ситуация обязательно имеет ряд отличительных, специфических черт. Из этого следует целесообразность и рациональность разработки региональных версий системы социальной помощи, исходящих, с одной стороны, из единой общенациональной социальной стратегии и, с другой стороны, учитывающих территориальные особенности. При этом основные отличия региональных вариантов будут находиться не в сфере стратегических целей и задач, а в перечнях и приоритетах проводимых в рамках социальных программ мероприятий и определения финансовых источников их реализации. Решающее влияние на базовые характеристики территориальных социальных программ будут оказывать социально-демографические показатели, на которые будут направлены соответствующие мероприятия.

К числу особенностей Санкт-Петербурга, оказывающих влияние на политику социальной защиты, следует отнести:

- высокий удельный вес старших возрастов в демографической структуре населения (Санкт-Петербург - "город пожилых людей");

- высокий удельный вес работников бюджетной сферы: работников культуры, искусства, науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения и физической культуры, социального обеспечения, а также студенческой молодежи;

- остро стоящую проблему структурной безработицы, связанную со структурной перестройкой высокотехнологических отраслей промышленности;

- высокий удельный вес работников, занятых в оборонных отраслях, подлежащих конверсии;

- высокую долю военных учебных заведений в системе учебных заведений Санкт-Петербурга;

- высокий удельный вес семей, имеющих неудовлетворительные жилищные условия.

Следует отметить, что, имея целью только разработку концепции развития адресной социальной помощи населению Санкт-Петербурга, нельзя не рассматривать (хотя бы в общих чертах) круг вопросов, включающий проблемы социальной защиты населения в более широком контексте. С другой стороны, условия создания данного проекта предполагают, что круг решаемых задач является достаточно узким и будет сведен к разработке вопросов оказания социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения Санкт-Петербурга.

Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств для Санкт-Петербурга представляется целесообразной разработка концепции адресной социальной помощи населению.