Действующий

О Концепции развития системы адресной социальной помощи населению Санкт-Петербурга

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Информационная система адресной социальной помощи (ИС АСП) является неотъемлемой частью организационной структуры адресной социальной помощи населению. Основной целью ИС АСП является создание единого информационного пространства адресной социальной помощи и обеспечение информационной поддержки ее функций.

Информационная система адресной социальной помощи должна представлять совокупность подсистем, в рамках которых обеспечивается поддержка функций, выполняемых различными структурами как городского, так и районного уровня в части вопросов оказания адресной социальной помощи, в том числе:

- обеспечение доступа к информации о населении, необходимой для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи;

- обеспечение контроля за деятельностью системы адресной социальной помощи;

- обеспечение функций, связанных с распределением финансирования и контроля за расходованием средств системы адресной социальной помощи;

- обеспечение защиты информации об объектах адресной социальной помощи от несанкционированного доступа;

- организация взаимодействия всех информационных подсистем внутри системы и информационное взаимодействие с внешними системами.

Организация информационного обмена должна базироваться на использовании единого (для ИС АСП) идентификатора гражданина и использовании всеми структурами, задействованными в процессе оказания социальной помощи, единых понятий, терминов, норм и критериев, принятых в системе адресной социальной помощи. Переход ИС АСП на единый идентификатор (личный номер) жителя Санкт-Петербурга предусматривается после введения реестра населения Санкт-Петербурга.

ИС АСП должна обеспечить ведение социального (ведомственного) реестра - базы данных, содержащей сведения, характеризующие объект адресной социальной помощи, его социально-экономическое состояние, перечень видов получаемой социальной помощи. Социальный реестр не является заменой отраслевых баз данных о населении.

ИС АСП также подразумевает:

- определение источников информации - структур (подсистем), ответственных за ведение конкретной единицы информации о гражданине, в т.ч. и реестр населения после его создания;

- решение вопросов, связанных с правом доступа к конкретной информации об объекте адресной социальной помощи.

Создание ИС АСП позволит сократить затраты на ввод данных и сопровождение информационных систем, эксплуатируемых отраслевыми, районными и другими организациями Администрации Санкт-Петербурга, за счет снижения процента повторяющейся информации.

Существенная экономия может быть достигнута также за счет реализации ИС АСП на основе сетевых технологий, минимизирующих затраты на сопровождение системы и актуализацию БД на рабочих местах пользователей.

ИС АСП должна разрабатываться параллельно с решением организационных вопросов в самой системе адресной социальной помощи, созданием законодательных основ, норм и критериев оказания адресной социальной помощи.

В настоящее время информация о населении представлена в базах данных Комитета по труду и социальной защите населения, Отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу, Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу, Комитета по содержанию жилищного фонда, Управления записи актов гражданского состояния и др. Информационная разобщенность, использование собственных систем классификации и терминов, самостоятельность разработок, направленность на решение узких отраслевых и ведомственных задач не позволяют говорить о существовании единой информационной системы социальной помощи.

При создании ИС АСП возможны два пути:

- разработка нового проекта информационной системы адресной социальной помощи;

- модернизация и перенос на новые средства одной из эксплуатируемых систем.

Наиболее предпочтительным с точки зрения минимизации затрат (финансирования, трудовых ресурсов, времени на реализацию ИС АСП) является путь модернизации одной из существующих систем.

На сегодняшний день наиболее целесообразно использовать базу данных информационной системы "Социальная помощь", разработанной по заказу бывшего Департамента социальной защиты населения Информационно-аналитическим центром Администрации Санкт-Петербурга и эксплуатируемой в районных управлениях социальной защиты населения и центрах социального обслуживания населения, интегрировав ее с базами данных информационной системы "Счет" санкт-петербургского государственного унитарного предприятия "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства".

Такой выбор обусловливается следующими характеристиками информационной системы:

1. Интеграция всей информации об оказании социальной помощи и предоставлении льгот, имеющейся в районных управлениях социальной защиты населения и районных центрах социального обслуживания населения, а также необходимой при оказании социальной помощи информации о пенсиях и пособиях.

2. Наличие двухуровневой структуры:

- нижний - районный уровень, обеспечивающий сбор и обработку информации;

- верхний - городской уровень, обеспечивающий интеграцию информации районного уровня и предназначенный для служб Администрации Санкт-Петербурга.

3. Готовность информационной системы к интеграции с другими отраслевыми и ведомственными системами.

4. Наиболее полная автоматизация функций Комитета по труду и социальной защите населения, связанных с оказанием различных видов социальной помощи.