Анализ существующей системы проводился с использованием методов системного анализа и экспертных оценок на основании данных, представленных:
- структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга (Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по жилищной политике, Комитет по здравоохранению, Комитет по науке и высшей школе, Комитет по образованию, Комитет по содержанию жилищного фонда, Комитет по транспорту, Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по физической культуре и спорту (далее Комитеты), Управление социального питания);
- структурными подразделениями социальной защиты населения территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга (Красногвардейский, Петроградский, Московский, Адмиралтейский);
- территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский комитет государственной статистики, Миграционная служба Санкт-Петербурга, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу).
Действующая система анализировалась по следующим направлениям:
- анализ действующего законодательства;
- анализ финансового обеспечения действующего законодательства;
- анализ эффективности системы оказания социальной помощи населению (организационная структура, виды и формы помощи, полнота охвата населения);
- анализ информационного взаимодействия между структурными подразделениями социальной сферы Администрации Санкт-Петербурга.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга показал, что:
- работу системы оказания социальной помощи регламентируют более 200 правовых актов;
- существующей законодательной базе, с одной стороны, присущи громоздкость и наличие большого числа нормативных актов, регламентирующих оказание социальной помощи, а с другой стороны, по данным Комитетов, она недостаточна и несовершенна;
- 95% законодательных актов направлены на обеспечение льгот отдельным категориям населения;
- малообеспеченность как обязательный критерий при оказании социальной помощи используется примерно в 5% правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
- отсутствует единая система классификации понятий предметной области, однозначность их определений.
Анализ финансового обеспечения действующего законодательства показал, что:
- финансовое обеспечение действующего законодательства производится из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. По данным Комитетов, реальные затраты на финансирование действующих льгот и услуг составили за 9 месяцев 1997 года около 1 670 330 324 деноминированных рублей, при планируемых затратах - 1 732 907 134 деноминированных рублей, без учета затрат на содержание структур, предоставляющих эти льготы. В результате недофинансирования законы реализуются неполностью;
- контроль за расходованием бюджетных средств осложнен из-за распределения финансирования между структурами, занятыми в реализации системы социальной защиты.
Анализ эффективности системы оказания социальной помощи населению показал, что:
- реализация правовых актов возложена на десятки структур социальной сферы и городского хозяйства;
- действующая система оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга имеет чрезвычайно сложный организационный механизм;
- оказание социальной помощи в структурных подразделениях Администрации Санкт-Петербурга носит распределенный децентрализованный характер;
- существующая организационная структура предусматривает ведение учета оказанной помощи по категориальному принципу, каждая административная структура предоставляет социальную помощь, осуществляет собственную регистрацию обслуженного населения и предоставленных им льгот независимо от других структур;
- принадлежность отдельных получателей к нескольким категориям в сочетании с категориальным принципом учета и децентрализованным характером оказания социальной помощи приводит к двойному, а иногда и тройному учету численности льготного населения;
- социальная помощь в основном реализуется путем предоставления различных льгот отдельным категориям граждан;
- предоставляемые льготы можно подразделить на:
- льготы за определенные заслуги перед государством;
- социальные льготы (инвалиды, пенсионеры);
- льготы работникам органов государственной власти;