Одним из естественных механизмов гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности столицы является система образования. Большинство народов планеты, согласно данным ЮНЕСКО, билингвально или полилингвально, в особенности население больших городов. При этом практически для всех мегаполисов характерно наличие противоречия, встающего перед представителями, населяющих их этносов: с одной стороны, это стремление сохранить свой язык, культурное наследие и самобытность, а с другой стороны, стремление сохранить и обеспечить свою включенность в общегосударственный и мировой социокультурный контекст.
Выходом из этого противоречия в специфических условиях многонациональной и поликонфессиональной Москвы является создание в системе столичного образования подсистемы, которая с максимально возможной полнотой в реальном масштабе времени удовлетворяла бы самые насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей столицы. Такой подсистемой в столичном образовании являются учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования.
Основным направлением деятельности за прошедшие пять лет явилось создание относительно небольшого круга учебных заведений с этнокультурным компонентом. Практика показала, однако, недостаточность такого подхода. Во-первых, в отностительно небольшом числе школ, специализирующихся на этнокультурном подходе, этот процесс не может реализоваться только в узких рамках "школьного компонента". Этнокультурный компонент должен охватывать более широкий круг предметов, как бы проникая в ткань образовательного процесса. Такой подход вытекает не только из положений современной педагогической науки, но и из опыта развития национальных школ как в нашей стране, так и за рубежом, а также из практических задач, встающих перед школами столицы в связи с притоком инонационального населения. Во-вторых, этнокультурный компонент в образовательных программах не может сводиться лишь к изучению культуры собственного народа, а должен ориентироваться на межкультурное обучение, то есть на ознакомление с культурами различных народов, с представителями которых школьнику предстоит общаться, преимущественно с народами России. Особо следует отметить, что в связи с продолжающимися изменениями этнодемографической ситуации в столице, национальный аспект образования касается не только учреждений национального образования. Практически все школы являются многонациональными по составу учащихся. И в дальнейшем, по прогнозам ученых, этот процесс будет продолжаться, что потребует соответствующего отражения в содержании учебно-воспитательного процесса во всех учреждениях образования, принятия новых управленческих решений. Предлагаемая программа рассчитана прежде всего на расширение информационной базы удовлетворения этнокультурных запросов населения Москвы. Предполагается не только вести постоянный мониторинг этих запросов, но и расширить нормативно-правовую базу, лицензирование и аккредитацию, экспертизу авторских программ, содержащих этнокультурный компонент, расширить практику популяризации наиболее удачного опыта разработки национально-культурного компонента. Важное место занимает информирование широкой общественности о задачах и специфике национального образования в городе. Нельзя оставить без внимания тот факт, что учащиеся русской национальности в Москве, подобно учащимся других национальностей, нуждаются в адекватных способах самоидентификации, и в воспитании и реализации конструктивного межнационального взаимодействия, и в формировании навыков межэтнической толерантности, и в расширении этнокультурного кругозора.Предполагается более подробная проработка содержания работы русской школы как национальной - ее задач, соотношения с другими школами. Намечается продолжить изучение и применение зарубежного опыта развития межкультурного образования, включения этих учреждений в международные проекты. В качестве центральной практической задачи выделяется оптимизация межнациональных отношений в Москве через формирование у школьников культуры межэтнического взаимодействия как через посредство учебных предметов гуманитарного профиля, так и путем введения в школьную практику специальной учебной дисциплины - народоведение (этнология, этнография). Одной из основных задач является совершенствование системы повышения квалификации работников образования. Проведение этой работы предполагается не только через систему курсовой подготовки, но и через организацию семинаров, "круглых столов", тематических встреч с участием ведущих ученых, специалистов, деятелей культуры, представителей национальной общественности Москвы. Расширение кругозора в области национальной проблематики, истории и культуры многонациональной Москвы будет служить надежной основой предотвращения межнациональных конфликтов средствами образования, сохранения в столице атмосферы межнационального согласия и гражданского мира.
Условные сокращения:
МКО - Московский комитет образования
МИРОС - Московский институт развития образовательных систем
МИПКРО - Московский институт повышения квалификации работни-
ков образования
МГПУ - Московский городской педагогический университет РАО -
Российская академия образования.
ПИ РАО - Психологический институт
РАО МГППИ - Московский городской психолого-педагогический
институт
таблица на 104 (смотри внизу материала)
после постановления
Программа подготовлена отделом международных, межрегиональ ных связей и национального образования Московского комитета образования при участии сотрудников отдела межнациональных отношений Комитета общественных и межрегиональных связей, МИПКРО, МИРОС, руководителей учреждений образования, пред ставителей общественности. Координатор Программы Кузнецов Г.Д., заместитель председателя Московского комитета образова ния
Финансирование Программы ( тыс.руб.)
----------------------------------------------------------------
Мероприятия по разделам ¦ 1999 ¦2000
Программы ¦ ¦
----------------------------------------------------------------
Раздел 1
Научно-методическая работа 40, в т.ч.
Комитет об-
щественных и
межрегиональ-
ных связей-15
МКО - 25
Открытие новых этнокультурных
учреждений 800
Аккредитация и лицензирование
учреждений с этнокультурным
содержанием образования 6 6
Раздел 2
Учебно-экспериментальная работа 140 140
Приобретение учебно-методической 10 10
литературы
Проведение семинаров, междуна-
родной конференции 500, в т.ч.
Комитет об-
щественных
и межрегио-
нальных свя-
зей - 250,
МКО - 250
Создание временных научно-
методических коллективов 130 130
Выпуск журнала "Этносфера"
(ежемесячно) 1,920, в т.ч. 1,920, в т.ч.
Комитет Комитет об-
общественных щественных
и межрегиона- и межрегио-
льных свя- нальных свя-
зей - 960, зей - 960,
МКО - 960 МКО - 960
Создание вариативных программ
и учебных 100 100
планов
Проведение тестирования 120
Раздел 3.
Укрепление материально
технической базы 3000 3000
Ввод новостроек, капитальный
ремонт 26000 15000
Раздел 4.
Организация тематических курсов
переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров 150 150
Раздел 5.
ПРоведение экспериментальной работы 100 100
Раздел 6.
Организация и проведение смотров,
фестивалей, выставок 150 150
----------------------------------------------------------------
32666, в т.ч. 21206, в т.ч.
МКО - МКО -
ИТОГО : 31706 20246
в том числе ввод новостороек и
капитальный ремонт 26000 15000
Авторский коллектив Программы
Кузнецов Г.Д. - заместитель председателя Комитета образования -
координатор Программы
Новичков В.В. - заместитель директора МИРОС по научной работе,
кандидат педагогических наук
Ушакова В.Г. - начальник отдела международных, межрегиональных
связей и национального образования Комитета
образования
Горячев Ю.А. - научный руководитель Центра межнационального
образования и международных проектов МИПКРО,
кандидат исторических наук
Савченко Т.В. - заместитель руководителя Центра межнационального
образования и международных проектов МИПКРО,
кандидат филологических наук
Коман Э.И. - заместитель начальника отдела межнациональных
отношений Комитета общественных и межрегиональ-
ных связей
Жулева А.С. - заведующая лабораторией этнокультурных проблем
образования МИРОС, кандидат педагогических наук
Авторский коллектив благодарит за участие в работе над Программой Басову И.Г., Аракелян О.В., Погодину Л.Н., Русакомского И.К., Валаткайте С., Перекрест-Кереселидзе А.К., Скляного В.И., Липман Т.И., Эм Н.Н., Никоненко Е.В.
Программа обсуждена и получила одобрение на общественном координационном совете по проблемам развития этнокультурного (национального) образования.