В условиях нынешней неустойчивой макроэкономической ситуации в России и опасности острого финансового кризиса, который ставит под сомнение стабильность многих банков, необходимы особые требования к режиму работу рынка ипотечного кредитования на этапе его становления в первые 6-12 месяцев.
С одной стороны, эти требования должны минимизировать для Заемщиков и МИА как специфические для данного периода риски, так и дополнительные издержки, обусловленные временным удорожанием внешних заимствований.
С другой стороны, эти ограничения не должны стать препятствием для перехода к полномасштабному использованию всей описанной в предыдущих разделах программы, как только непосредственная опасность острого финансового кризиса пройдет, т.е. когда состояние на российских финансовых рынках восстановится до уровня апреля 1998 года. В противном случае дальнейшее функционирование рынка ипотечного кредитования как самофинансирующейся и развивающейся системы будет невозможно.
К числу таких временных требований могут быть отнесены некоторые ограничения по банкам, отобранным для работы с МИА. Критерием должна служить финансовая надежность этих банков, которая не может быть поколеблена ни при каких изменениях финансовой ситуации в России.
С этой точки зрения потребуется проверка их реального финансового состояния, в том числе краткосрочных и долгосрочных обязательств, включая фьючерсные контракты по валюте каждого из этих банков, участвующих в московской ипотечной программе. В дальнейшем, по мере стабилизации финансовой ситуации в стране, в целях расширения объемов ипотечного кредитования и снижения процентов по ипотечным кредитам для населения за счет конкуренции среди кредиторов, состав квалифицированных МИА банков может и будет пересмотрен с учетом выработанных Агентством критериев и опыта, приобретенного в условиях реального функционирования системы ипотечного кредитования в Москве.
Другим вынужденным требованием является необходимость постепенного наращивания темпов ипотечного кредитования на начальном этапе с тем, чтобы основные объемы выдачи ипотечных кредитов населению пришлись на период существенного снижения стоимости внешних заимствований для Москвы, что в свою очередь, облегчит бремя кредитных выплат для населения.
Важно и то, что выбор тех или иных схем ипотечного кредитования зависит от особенностей налоговой системы. С учетом грядущих изменений в Федеральном налоговом законодательстве могут понадобиться соответствующие коррективы в Московской ипотечной программе.
Помимо этого опыт функционирования системы ипотечного кредитования в Москве позволит дать соответствующие предложения по возможности налоговым стимулам для участников рынка ипотечного кредитования.
В случае включения Москвы в одну из международных программ, предусматривающих целевое выделение заемных средств на льготных условиях (процентная ставка существенно ниже рыночного уровня), возможно применение специальной схемы ипотечного кредитования с использованием сертификатов наподобие описанной в российско-американской программе "Дом для Вашей семьи". Эта основанная на дешевых внешних займах схема, позволяет, соответственно, снизить процентную ставку по ипотечным кредитам для населения. Однако, ее применение жестко ограничено объемом подобных целевых льготных кредитов и не содержит возможности для расширения. Помимо этого подобную схему имеет смысл применять лишь для финансирования не пользующегося спросом относительно дешевого жилья. В противном случае московский рынок жилья может быть серьезно подорван.
Прилагаются:
1. Схема договорных отношений
2. Схема процедуры получения Заемщиком ипотечного кредита
3. Схема движения денежных средств
(см. подлинник документа)