Приложение 1
к постановлению Правительства
Ленинградской области
от 7 августа 1998 года N 29
Информация
о работе органов исполнительной власти
Ленинградской области по государственной
поддержке местного самоуправления в 1997 году
В Ленинградской области идет активный процесс становления и развития местного самоуправления. В 1997 году приобретен определенный опыт в решении проблем местного значения исходя из интересов населения муниципальных образований.
Осуществлены меры по формированию финансовой основы местного самоуправления. По инициативе комитета по экономике и инвестициям и комитета финансов разработаны, а Законодательным собранием Ленинградской области приняты областные законы "О социальных стандартах Ленинградской области" от 10 июня 1997 года N 12-оз и "О минимальном бюджете муниципального образования в Ленинградской области" от 16 июня 1997 года N 15-оз, регламентирующие взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе. Межбюджетные отношения и размеры финансовой помощи из средств областного бюджета на 1998 год рассчитаны на основе единого для всех муниципальных образований подхода.
Бюджетам муниципальных образований передана часть средств:
подоходного налога - 73,5 процента;
налога на добавленную стоимость - 10 процентов;
налога на прибыль - 5,8 процента.
Установлен предельно допустимый дефицит местного бюджета.
В областном бюджете на 1998 год предусмотрены дотации в общей сумме 70 миллионов рублей бюджетам муниципальных образований, дефицит минимального бюджета которых при передаче всех доходных источников составил 23,9 процента. Кроме того, в областном бюджете для муниципальных образований предусмотрены субвенции на льготный отпуск лекарств, частичное возмещение выпадающих доходов по предоставлению льгот отдельным категориям населения на услуги связи, а также образован централизованный фонд на частичные поставки топлива муниципальным образованиям.
Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом разработал правовой механизм передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности Ленинградской области. Сформированы основы разграничения объектов муниципальной собственности в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования.
Осуществлены некоторые меры по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. По предложению комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления вступил в действие областной закон о порядке передачи органам местного самоуправления отдельных полномочий Ленинградской области. Законодательное собрание Ленинградской области приняло областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Бокситогорский район и город Гатчина отдельными государственными полномочиями. В настоящее время подготовлен проект областного закона о порядке передачи материальных средств органам местного самоуправления для осуществления отдельных полномочий Ленинградской области.
Важное внимание уделено подготовке управленческих кадров для органов местного самоуправления. В 1997 году в Ленинградском областном учебном центре повысили теоретический и профессиональный уровень свыше 900 муниципальных служащих. Разработан и принят областной закон "О муниципальной службе в Ленинградской области" от 17 января 1997 года N 2-оз, регулирующий вопросы организации муниципальной службы и определяющий правовое положение муниципальных служащих в Ленинградской области.
В обобщении практического опыта работы и подготовке предложений Правительству Ленинградской области по государственной поддержке местного самоуправления активное участие принимает межведомственная комиссия по вопросам местного самоуправления и административнотерриториального устройства. В региональной общественно-политической газете "Вести" под специальной рубрикой публикуется информация о ходе реформы местного самоуправления в Ленинградской области. В апреле 1997 года комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления провел конференцию "Реформа местного самоуправления в Ленинградской области: практика, проблемы, пути совершенствования", материалы которой направлены в муниципальные образования.
Однако местное самоуправление в Ленинградской области находится на начальной стадии своего развития и уровень его эффективности все еще остается низким. Органы исполнительной власти не в полной мере осуществляют политику государственной поддержки местного самоуправления, недостаточно содействуют укреплению его финансово-экономической базы.
Во многих муниципальных образованиях экономическое положение остается сложным. Нарастает социальная напряженность, не снижается острота проблемы неплатежей, в том числе невыплаты заработной платы. Из-за неудовлетворительного функционирования основных производственных отраслей не обеспечивается доходная часть местных бюджетов. Ряд бюджетов муниципальных образований являются дотационными. Исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления в настоящее время осуществляется без передачи соответствующих финансовых средств. До сих пор не разработан механизм финансового обеспечения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также порядок компенсации им дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.
Не произошло реального разграничения полномочий и распределения ответственности между органами местного самоуправления и государственной власти по решению вопросов, имеющих местное и государственное значение. Процесс передачи государственных полномочий идет медленно и сложно. Некоторые органы исполнительной власти не выполнили распоряжение Губернатора от 14 августа 1997 года "О подготовке проектов областных законов о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ленинградской области" и не представили перечень делегируемых органам местного самоуправления государственных полномочий. Ряд отраслевых комитетов внесли предложения о передаче государственных полномочий, но они не только недостаточно учитывают особенности социально-экономического развития муниципальных образований, но и в ряде случаев нарушают права местного самоуправления.
В сфере местного самоуправления остро стоит проблема законотворчества. Органами исполнительной власти не разработаны основополагающие законопроекты о финансовом обеспечении местного самоуправления и разграничении земель Ленинградской области по уровням собственности на государственные и муниципальные. Слабость законодательной базы проявляется также в невысоком качестве уже принятых законов по местному самоуправлению, в некоторые из них приходится вносить существенные изменения и дополнения, что уменьшает в общественном сознании уважение к нормам права.
Несмотря на усилия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в разъяснении целей и задач государственной политики в области местного самоуправления, опрос общественного мнения жителей Ленинградской области показал, что многие из них не понимают концепции местного устройства, предусмотренной областным законом "О местном самоуправлении в Ленинградской области".
Кроме того, уровень государственной поддержки местного самоуправления снижает отсутствие профессионально подготовленных кадров в органах исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющих постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления. Некоторые из них не обладают знаниями в сфере муниципального права. Подготовленные ими документы зачастую противоречат федеральному и областному законодательству. Не всегда на должном уровне исполнительская дисциплина. Из-за неудовлетворительной организации контроля отраслевые органы исполнительной власти не выполнили распоряжение Губернатора от 9 сентября 1997 года N 320-рг "О завершении работ по уточнению и описанию границ муниципальных образований Ленинградской области". В результате областными законами установлены границы только 20 муниципальных образований.
Трудности становления местного самоуправления связаны также с нерешенными проблемами на федеральном уровне.
Комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления предлагает органам исполнительной власти кардинально пересмотреть отношение к местному самоуправлению и внести предложения по разработке программы развития местного самоуправления в Ленинградской области на 1998-2000 годы.
Председатель комитета
по вопросам государственной
службы и местного самоуправления
при Губернаторе Ленинградской области
Ю.Марасаев