1. Экспертиза правил градорегулирования, территориальных строительных норм, градостроительной, предпроектной (прединвестиционной) и проектной документации, научных исследований и изысканий осуществляется в целях контроля их качества, соответствия действующему законодательству, государственным и территориальным нормам и правилам, а также в целях защиты интересов субъектов градостроительной деятельности.
2. Экспертиза подразделяется на:
государственную;
ведомственную;
общественную (альтернативную);
конкурсных проектов.
Государственную и ведомственную экспертизу осуществляют специально уполномоченные органы государственной экспертизы и органы государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией (статьи 26, 28).
Общественная (альтернативная) экспертиза осуществляется по инициативе граждан, общественных объединений и юридических лиц с привлечением экспертов, имеющих соответствующую лицензию.
Экспертизу конкурсных проектов проводят эксперты, определяемые условиями конкурсов.
3. Юридическую силу имеют только заключения органов государственной экспертизы.
Утверждение областных и местных правил градорегулирования, территориальных строительных норм, всех видов градостроительной документации областного или местного уровня, предпроектной и проектной документации на строительство объектов без положительного заключения органов государственной вневедомственной и государственной экологической экспертизы не допускается.
4. Комплексная государственная вневедомственная экспертиза проводится управлением государственной вневедомственной экспертизы областного комитета по архитектуре и градостроительству.
Комплексной экспертизе подлежат:
областные правила градорегулирования и местные правила градорегулирования, в случае отклонения последних от норм областных правил;
территориальные строительные нормы;
все виды градостроительной документации независимо от источников финансирования;
предпроектная, проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию объектов, финансируемых из областного и местных бюджетов;
предпроектная, проектная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности (за исключением объектов, отнесенных к компетенции Главгосэкспертизы России) в части вопросов контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения требований архитектурно-планировочного задания и других индивидуальных актов градорегулирования;
научные исследования и изыскания, результаты которых используются при разработке градостроительной документации.
5. Сводное экспертное заключение подготавливается управлением государственной вневедомственной экспертизы с учетом заключений государственной экологической экспертизы, органов государственного контроля и надзора, ведомственных экспертиз, а также результатов общественной экспертизы и обсуждений.
Органы государственного контроля и надзора, осуществляющие ведомственную экспертизу, не вправе отменить или ограничить действие сводного экспертного заключения управления государственной вневедомственной экспертизы, но могут обжаловать его в вышестоящий орган государственной вневедомственной экспертизы.
Порядок проведения комплексной государственной вневедомственной экспертизы устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Ленинградской области.
6. Заказчик, разработчик проектной документации могут обжаловать экспертное заключение в вышестоящие органы государственной экспертизы в 30-дневный срок после получения экспертного заключения.