Недействующий

О Комплексной программе промышленной деятельности в Москве и основных положениях промышленной политики на 1998-2000 гг. (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.04.2012 N 132-ПП)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НА 1998-2000 ГГ.

(Приоритеты промышленной политики)

1. Промышленная политика Правительства Москвы в стратегическом плане направлена на обеспечение последовательного и поэтапного преобразования столицы из индустриального конгломерата в научно-промышленный центр создания высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и интегрированного на взаимовыгодных кооперационных и партнерских основах с другими регионами РФ, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Основные положения промышленной политики исходят из необходимости корпоративного объединения усилий и учета взаимных интересов товаропроизводителей, инвесторов и Правительства Москвы (посредством реализации прямых и косвенных методов регулирования) для обеспечения вывода приоритетных направлений промышленной деятельности на конкурентоспособный уровень производства.

Методы государственного регулирования, инвестиционная и инновационная политика, осуществление структурной перестройки, поддержка и защита московских товаропроизводителей направлены на создание благоприятной экономической среды. Для выхода на конкурентоспособный уровень производства предусматривается обновление или технологическое перевооружение производства, подготовка и переподготовка значительной части управленческого персонала, кадров рабочих специальностей новых профессий, формирование и реализация политики развития производственной, социальной и рыночной инфраструктуры города.

Импортозамещение и продвижение продукции на экспорт обеспечат максимальное использование конкурентных преимуществ сложившегося научно-производственного потенциала г.Москвы.

2. Осуществление структурной политики Правительства Москвы предполагает выделение приоритетных направлений промышленной деятельности (разработка и производство приоритетных видов продукции); базовых составляющих промышленного комплекса города (базовые отрасли, подотрасли, предприятия и их объединения, базовые технологии) и процессов их структурного реформирования (образование крупных корпоративных структур, территориально-промышленных зон с особым статусом, создание малых предприятий на площадях, высвобождаемых в результате реорганизации и ликвидации крупных и средних предприятий); процедур структурных реформ, обеспечивающих перепрофилирование избыточного научно-производственного потенциала и поэтапную ликвидацию структурно-депрессивных и экологически опасных объектов науки и производств. Определяются объекты селективной концентрации ресурсов и различных форм государственной поддержки со стороны Правительства Москвы и Правительства России.

Структурная политика Правительства Москвы базируется на информационной и организационной базе, которая обеспечивается реализацией Программы инвентаризации промышленного комплекса и его структурных подразделений. В процессе реализации программы будет произведено выделение предприятий и организаций, работающих в приоритетных направлениях промышленной и научной деятельности и обеспечивающих разработку технологий и производство конкурентоспособной продукции.

Приоритетные направления промышленной деятельности связаны с отраслями, формирующими ядро четвертого и пятого технологических укладов (электроника, авиастроение, автомобилестроение, отраслевая наука в части разработки технологий XXI века), отраслей, обеспечивающих создание и развитие технической базы народнохозяйственного комплекса города (станкоинструментальная промышленность, электротехническая промышленность, приборостроение); отраслей, обеспечивающих производство продукции для инфраструктуры городского хозяйства (дорожно-коммунальное машиностроение, промышленность строительных материалов); отраслей, обеспечивающих первоочередные потребности населения (пищевая, легкая и текстильная, медицинская промышленность).

Центральным элементом промышленной политики Правительства Москвы является сохранение и развитие перспективных базовых технологий, формирующих приоритетные для промышленного комплекса города макротехнологии и приведение техносферы промышленного комплекса в соответствие с условиями ее безопасного функционирования в городе.

Одной из основных форм, обеспечивающих переход от ввоза импортной продукции к ее изготовлению в среднесрочной перспективе являются международная научно-техническая кооперация и стратегическое партнерство, трансферт технологий, создание совместных, в том числе малых, предприятий, оснащенных гибким универсальным оборудованием и являющихся поставщиками комплектующих изделий и полуфабрикатов для крупных и средних предприятий.

3. Основными мерами государственного воздействия являются:

- информационная, организационная и финансовая поддержка приоритетных направлений промышленной деятельности;

- регулирование рынка посредством формирования таможенной политики на среднесрочную перспективу (при участии Правительства РФ);

- ресурсное обеспечение НИОКР и селективный отбор и сертификация приоритетных для промышленного комплекса города и системы городского хозяйства базовых технологий (макротехнологий) (через систему госзаказа, паевые субсидии, дотации, льготные кредиты);

- организация разработки, конкурсного отбора и госфинподдержки инвестиционных программ и проектов, связанных с улучшением качественного состояния промышленного производства и системы городского хозяйства;

- использование технологий двойного назначения (технологический ресурс ОПК) и ассимиляция и распространение технологических достижений зарубежных стран;

- система подготовки и переподготовки кадров;

- правовое обеспечение инновационной деятельности.

Основными направлениями государственной поддержки Правительством Москвы предприятий и организаций научно-промышленного комплекса являются:

- реструктуризация задолженностей;

- содействие в получении поддержки и защиты со стороны федеральных органов власти, в первую очередь, в области защиты от агрессивного импорта;

- содействие продвижению продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

- содействие в получении прямых инвестиций и предоставление различного рода преференций.

- осуществление институциональных и структурных преобразований.

4. Повышение ценовой и неценовой конкурентоспособности продукции обеспечивается совокупными и скоординированными усилиями промышленных предприятий, инвесторов (инвестиции и инновации в технологическое обновление производства), научных организаций (НИР и НИОКР), органов управления РФ, Правительства Москвы (создание благоприятной налоговой среды и таможенных условий).

Для повышения ценовой конкурентоспособности необходимо устранить диспаритет цен, в том числе вследствие ускоренного повышения цен на продукцию и услуги естественных монополий. В качестве мер могут быть использованы: меры по прямому сдерживанию роста цен, меры налогового характера, а также заключение картельных и тарифных соглашений, создание финансово-промышленных групп вертикального типа, внутри которых можно обеспечить взаимную координацию цен и тарифов на всех переделах.

Одним из основных направлений обеспечения ценовой конкурентоспособности продукции должно стать снижение ресурсоемкости продукции, что обусловливает реализацию капиталоемких мер по переводу инвестиционного машиностроения на выпуск ресурсосберегающих технологий.

Значительным резервом снижения издержек производства является повышение коэффициента использования производственных мощностей.

Меры по повышению использования производственных мощностей являются наименее капиталоемким способом обеспечения роста производства промышленной продукции и удовлетворения за счет этого потребностей внутреннего рынка в отечественной продукции.

5. Важное место должны занять мероприятия, способствующие переключению внутреннего спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей, не требующих прямых бюджетных вливаний в производство и присущих Правительству Москвы в силу выполнения им государственных и административных обязанностей, а также осуществления прав собственника.