Указанные выше модели реализуются в рамках, по крайней мере, пяти типов предприятий и предпринимателей.
Отнесение предприятий к той или иной группе действующими нормативными документами не регламентируется. Однако, по мнению руководителей предприятий, а также обществ защиты потребителей необходимо ввести такую категорийность предприятий; это же предусматривается новым ГОСТом. Все парикмахерские можно разделить по следующим группам:
1 группа. Первая группа предприятий предоставляет наиболее сложные, комплексные и качественные парикмахерско-косметические услуги. Потенциально в этой группе предприятий могут обслуживаться 10-15% жителей города. Прежде всего, это элитные салоны-люкс, ориентированные на наиболее обеспеченных жителей города. Сейчас в Москве функционируют 50-60 салонов высшего класса. Среди них можно выделить несколько эксклюзивных салонов, которые в работе опираются на технологии ведущих зарубежных фирм-производителей оборудования и парфюмерно-косметических материалов. Это в частности, - Центр красоты Долорес Кондрашовой, салон "Аида" (немецкая фирма "Велла"), Центр эстетики и здоровья "Валентина" - салон "Сити Лукс" (американская фирма "Барберс"), салоны "Московский цирюльник" (испанская фирма "Ромеро"), "Волшебница" (французская фирма "Жак Дессанж"), "Шик", "Фигаро" (немецкая фирма "Шварцкопф"), "Этуаль", "Флоранна" (французская фирма "Ив-Роше").
В таких эксклюзивных салонах, фактически, происходит слияние традиционного парикмахерско-косметического обслуживания с лечебно-оздоровительным.
Салоны-люкс отличаются широким выбором услуг (не менее 15-20), включающим в себя косметические и консультационные, в том числе, одно из последних новшеств, - подбор прически с помощью ЭВМ, а также, богатым ассортиментом парфюмерно-косметических материалов. Здесь делают эксклюзивные прически, макияж, маникюр, педикюр, наращивание ногтей, имеется кабинет психологической разгрузки и т.д.
Каждый клиент имеет собственного мастера, обслуживание производится в салоне или на дому у клиента. Мастера, как правило, имеют квалификацию международного класса и проходят подготовку в специализированных учебных центрах, стажируются в зарубежных салонах.
Соответственно в этих салонах самый высокий уровень цен: 250-300 рублей - мужская прическа, 300-900 - женская, услуги на дому - 0,5-1,5 тысячи рублей.
Уровень рентабельности таких элитных салонов-парикмахерских достигает 50-80 %.
2 группа. В Москве имеется около 400 салонов-парикмахерских, стремящихся приблизиться к уровню обслуживания салонов-люкс, где цены на обслуживание ниже на 20-30%. В них используется качественное фирменное оборудование и материалы и работает достаточно квалифицированный персонал.
Эта группа предприятий ориентируется на наиболее широкий круг клиентов, относящихся, в основном, к среднему классу (40-50% жителей города).
3 группа. Основой этой группы является сеть из 200 обычных парикмахерских, предоставляющих 3-4 вида услуг. Такие предприятия используют в работе оборудование и парфюмерно-косметические материалы среднего уровня качества и ассортимента. Их основная клиентура - малообеспеченные слои населения и часть граждан со средними доходами (25-30 % от числа москвичей).
Уровень цен на предоставляемые услуги здесь доступен подавляющему числу жителей города. Так, минимальная стоимость мужской прически в настоящее время составляет 25 рублей, средняя 70-90 руб. Женская стрижка обойдется минимально в 30-40 рублей, а, в среднем, в 100 рублей. Верхний уровень цены зависит от сложности и качества парикмахерских услуг.
Рентабельность таких предприятий - 20-30%.
4 группа. Четвертая группа предприятий представляет парикмахерские услуги малообеспеченным группам населения. Основу этой группы составляют специализированные парикмахерские, созданные при Центрах социальной защиты населения и действующие парикмахерские, имеющие договоренность с районными управами по обслуживанию малообеспеченных групп населения. Сюда же можно отнести ГУП "Учебно-производственный комбинат бытового обслуживания".
В Москве имеется 111 Центров социального обслуживания. При 32 Центрах предоставляются бесплатные парикмахерские услуги пенсионерам и инвалидам, посещающим отделения дневного прибывания и обслуживаемым на дому отделами социального обслуживания. В год обслуживается около 5ООО человек.
65% действующих парикмахерских по договоренности с районными управами предоставляют малообеспеченным жителям Москвы парикмахерские услуги по льготным ценам (талонам). Стоимость услуги не превышает 20-25 руб. В год обслуживается около 100 000 человек.
На базе Учебно-производственного комбината бытового обслуживания силами учащихся ежегодно обеспечиваются бесплатными и очень дешевыми услугами (по цене не более 5 руб.) малоимущие пенсионеры, инвалиды Великой Отечественной войны, организуется выездное обслуживание в детских домах, домах престарелых, войсковых частях.
В четвертой группе, по оценкам экспертов, получают парикмахерские услуги не более 1-2% от общего числа жителей города.
5 группа. Пятую группу составляют 3-5 тысяч частно практикующих парикмахеров и косметологов. В основном, они предоставляют базовые парикмахерские и косметические услуги, не требующие сложного оборудования.
В отдельную подгруппу парикмахеров необходимо отнести мастеров-индивидуалов, обслуживающих домашних животных - кошек, собак. Как правило, эти работы производятся на дому у заказчиков.
Индивидуальные предприниматели в сфере парикмахерских услуг обязаны иметь патент. Однако для этой группы не созданы механизмы проверки квалификации, а также контроля качества и безопасности предоставляемых услуг.
Основные проблемы развития различных типов предприятий состоят в следующем:
Типы предприятий | Мероприятия на 1998-2000 годы |
I группа - | Открытие 1-2 салонов нового поколения |
в каждом округе. | Развитие салонов-люкс, как центров парикмахерского искусства и законодателей моды. |
Организация подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. | |
Создание художественного совета. | |
Организация постоянно действующих выставок, а также конкурсов. | |
II группа - | Повышение качества и ассортимента услуг. Внедрение быстрых технологий обслуживания высокого качества. |
Создание базовых экспериментальных салонов- парикмахерских, как модели обслуживания (по одной в каждом округе). | |
Открытие филиалов в крупных центрах торгово-бытового обслуживания населения. | |
Переход на упрощенную систему налогообложения. | |
III группа - | Расширение сети парикмахерских. Повышение качества и ассортимента услуг. Внедрение доступных по цене технологий |
Перевод части парикмахерских в категорию салонов- парикмахерских. | |
Налаживание работы по обслуживанию малообеспеченных граждан. | |
Переход на упрощенную систему налогообложения. | |
Создание пунктов парикмахерского обслуживания населения в местах, наиболее часто посещаемых жителями и гостями города. | |
IV группа - | Организация сети муниципальных парикмахерских. |
V группа - | Консолидация индивидуальных мастеров, формирование груп п ассоциированных работников для работы с салонами-парикмахерскими, обычными и муниципальными |