Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРЕМЬЕР

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 мая 1998 года N 554-РП

О создании сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 7 сентября 2021 года N 1379-ПП
____________________________________________________________________

В целях совершенствования работы по наблюдению и лабораторному контролю в г.Москве и в соответствии с "Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации", утвержденного ГКЧС России, Минздравом России, Госкомсанэпиднадзором России, Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом:

1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Москвы (СНЛК), ее структуру и состав (приложения 1, 2, 3).

2. Поручить Главному управлению по делам ГО и ЧС г.Москвы организовать функционирование СНЛК.

3. Префектам административных округов, руководителям Москомприроды, Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве, Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, МосНПО "Радон", Объединения ветеринарии г.Москвы, Московской железной дороги и Метрополитена до 1 июля 1998 года разработать и утвердить территориальные и ведомственные положения и структуру СНЛК, а также организовать их функционирование.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Премьер
 Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к распоряжению Премьера
 Правительства Москвы
от 26 мая 1998 года N 554-РП

ПОЛОЖЕНИЕ
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Москвы

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Москвы (СНЛК), являющейся городской структурой.

2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС).

3. Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (ГУ ГОЧС). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют городские (головные) организации, включенные в структуру СНЛК.

4. Наблюдение* и лабораторный контроль** организуется и проводится в целях:

________________

* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и БС с помощью технических средств.

** Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).


- своевременного обнаружения и индикации* радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- принятие экстренных мер по защите населения, и территории города от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), аварийно-химических опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет два уровня: городской и окружной.

Городской уровень. СНЛК формируется на основе следующих учреждений и организаций, функционирующих на территории города:

- Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве;

- Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов;

- Дорожный ЦСЭН Московской ж/д;

- ЦСЭН Метрополитена;

- Московская городская ветеринарная лаборатория.

- Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Московское научно-производственное объединение "Радон";

- Химико-радиометрическая лаборатория Главного управления по делам ГО и ЧС г.Москвы.

Координацию деятельности СНЛК городского уровня осуществляет ГУ ГОЧС г.Москвы.

Окружной уровень. СНЛК формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории административного округа. Координацию деятельности СНЛК окружного уровня осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям и управления по делам ГО и ЧС административных округов г.Москвы.

6. Перечень конкретных учреждений и организаций СНЛК функционирующих на городском и окружном уровнях устанавливается соответствующими органами исполнительной власти.

________________

* Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид.

  

II. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля

7. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и других РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и не формализованном виде по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям*.

________________     

* Критерии чрезвычайных ситуаций определяются действующими руководящими документами.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и не формализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно, с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

III. Организация наблюдения и лабораторного контроля

8. Основу СНЛК города составляют головные учреждения, являющиеся подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации учреждения СНЛК рассредотачиваются в загородной зоне, с учетом существующей концепции по загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждения с мирного на военное время.

8.1. Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК городские учреждения - выполняют следующие задачи:

- определяют зараженность (загрязненность) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС в соответствии с функциями, возложенными на них соответствующими городскими учреждениями;

- проводят сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды на контролируемой ими (закрепленной) территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- осуществляют методическое руководство подчиненными (закрепленными) учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований.

8.2. Городские учреждения СНЛК, кроме указанных выше функций головных учреждений, выполняют следующие задачи:

- общее руководство СНЛК в рамках функциональной подсистемы МГСЧС;

- разработку нормативно-методических документов для подведомственных учреждений по работе в СНЛК;

- организацию и контроль подготовки кадров подведомственных учреждений для работы в СНЛК;

- контроль готовности подведомственных учреждений к работе в СНЛК.

8.3. Учреждения СНЛК окружного уровня, закрепленные за соответствующими головными учреждениями, выполняют задачи, возложенные на них городскими учреждениями и, при задействовании в экстремальных ситуациях, оперативно подчиняются и взаимодействуют с соответствующими головными учреждениями СНЛК.

8.4. Состав и структура СНЛК города утверждается Премьером Правительства города Москвы.

9. Главному государственному санитарному врачу города Москвы, при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, оперативно подчиняются все расположенные и функционирующие на территории города учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля, независимо от их ведомственной принадлежности, для координации совместных действий в рамках функциональной подсистемы МГСЧС. Взаимодействие и распределение функций устанавливается по взаимному согласию и по подчиненности.

9.1. На Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве (ЦГСЭН) возлагается:

- организация и ведение на территории города наблюдения, оценки прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки;

- осуществление предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения и среды обитания;

- организация и координация работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций с учетом сил и средств ведомственных формирований постоянной готовности, расположенных на территории города;

- организация и участие в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций, формирование резервов санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств;

- организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, а также при вспышках инфекционных заболеваний силами специальных формирований санэпидслужбы города;

- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация), согласно установленному порядку;

- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов, исследование на неизвестного возбудителя бактериальной этиологии;

- направление в Институт вирусологии и полиомиелита проб на исследование вирусов I-II групп;

- организация и осуществление оперативного контроля и измерений мощности доз радиоактивного излучения в местах расположения учреждений санэпидслужбы (радиационное наблюдение), анализ и обобщение данных о радиационной обстановке в городе;

- участие в радиационном контроле, анализ и оценка неблагополучной радиационной обстановки в местах массового скопления людей;

- организация и проведение лабораторных исследований продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья по определению удельной и объемной активности радионуклидов, а также по определению загрязненности указанных объектов ОВ и АХОВ. Определение других токсичных веществ (при наличии соответствующих табельных средств);

- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья зараженных (загрязненных) РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей гигиенического заключения о пригодности их к использованию по назначению;

- установление радионуклидного состава (по гигиеническим значимым радионуклидам) радиоактивного загрязнения исследуемых проб;

- оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев подсистемы СНЛК на территории города.

9.2. Окружные учреждения санэпидслужбы в СНЛК выполняют перечисленные выше функции Центра ГСЭН в г.Москве на контролируемой территории (при задействовании) с учетом установленного распределения функций и поручений Центра ГСЭН в г.Москве.

9.3. Все окружные центры ГСЭН и соответствующие санитарно-эпидемиологические учреждения ведомств на территории города осуществляют:

- санитарно-эпидемиологическую разведку на обслуживаемой территории;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»