В настоящее время в Москве сложилась и действует система государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом по ведомственному принципу, базирующаяся на структурах Москомимущества (здания, сооружения, нежилые помещения, предприятия), Москомзема (земельные участки) и Комитета муниципального жилья (жилые помещения). Кроме того, МосгорБТИ со своими территориальными органами осуществляет учет зданий на территории города, гаражей-боксов и машино-мест в гаражах и паркингах и сделок с ними, а Московская регистрационная палата ведет Единый залоговый реестр.
При создании в Москве специализированного учреждения по регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом (учреждения юстиции) к нему должны перейти функции регистрации, выполняемые ныне отраслевыми учреждениями Правительства Москвы.
Учреждение | Функции, остающиеся | Функции, передаваемые | |||
Москомзем | Ведение земельного кадастра, | Государственная регистрация прав на земельные участки и | |||
Москомимущество | Оформление имущественных прав на здания, сооружения, нежилые помещения, разграничение собственности с Российской Федерацией, с Московской областью и другими субъектами Российской Федерации, подготовка перечней муниципальной собственности | Государственная регистрация прав и сделок (включая залог) | |||
Комитет | Оформление имущественных прав и | Государственная регистрация прав и сделок (включая залог) с жилыми помещениями | |||
МосгорБТИ | Инвентаризация жилого и нежилого фонда, составление выписок | Государственная | |||
Московская | Регистрация юридических лиц и | Регистрация ипотеки |
Переход от регистрации подразделениями московских ведомств к регистрации учреждением юстиции потребует решения ряда задач, в том числе:
1) сохранение преемственности регистрации учреждением юстиции с ныне существующей системой, в том числе:
- передача архивов и сведение их в единый архив;
- передача информационных баз данных и объединение их в единую базу данных;
2) обеспечение непрерывности регистрации в условиях передачи функций регистрации учреждению юстиции;
3) подготовка кадров, в том числе кадров государственных регистраторов;
4) обеспечение учреждения юстиции необходимыми помещениями, компьютерной и оргтехникой;
5) создание единого программного обеспечения для стыковки имеющихся компьютерных баз данных;
6) создание дополнительных информационных каналов между подразделениями создаваемого учреждения;
7) создание единой нормативной базы;
8) обеспечение финансирования учреждения юстиции на стадии его создания.
Решение этих задач, многократно усложненных большими масштабами города и бурным развитием рынка недвижимости, требует осторожного подхода к реорганизации существующей системы регистрации, поэтапного перехода к регистрации в системе учреждения юстиции по мере реализации очередного этапа и накопления опыта работы в новых условиях.